"КиноЛикбез-3": Второйдень (обзор Ирины Рэй)

27.04.2012 09:35

ВТОРОЙ ДЕНЬ ФЕСТИВАЛЯ

 

Закончился второй день кинофестиваля. Все больше хороших и отличных фильмов, и впечатлений, которые остаются с тобой надолго. И когда идешь домой после дня, проведенного в кинозале, невозможно остаться безучастным и равнодушным по отношению к кусочкам жизни, увиденных тобою в этот день.

А день начался  с очень сильной, на мой взгляд, полнометражной картины «Бездельники», снятой по ранним песням Виктора Цоя.  Фильм захватывает своей энергией и уже с первого кадра опьяняет не только героев фильма, но и зрителей. Бездельники, которые проводят время в гулянках и шатаниях по городу, но живут искренними чувствами, заставляют тебя переживать вместе с ними дилемму дружбы и любви. Главного героя бросает то в безудержное веселье, то в неподвижное заседание за кучей хлама в подсобном помещении, откуда он подглядывает другую жизнь как из надежного убежища. Любовь и смерть друга становятся отправными точками движения и поиска себя. Да, еще особенно запоминаются ноги в разных вариантах и собаки.

Может быть поэтому после такого фильма киноэссе «Краски осени» кажется гламурным и слишком прилизанным, хотя нет – все так и есть. Но есть неплохие кадры.

«Необычная картина Сильвестра Пасхалкина» в жанре анимации очень порадовала и повеселила. Ведь есть же отличные «мультики», почему дети смотрят всякую чушь?

«Я внутри» - размышления простоватого парня и необычайно красивые кадры, долгие кадры – почти как впечатления без слов, как затяжной прыжок в чью-то память. И попытка человека увидеть себя настоящим. Но увидеть себя таким, значит перестать наблюдать за собой, играть себя – как увидеть себя глазами слепого, взглядом, который ничего не отражает, как абсолютная замкнутость внутри.

 

«Быть человеком» - рассказ о школьном учителе, который учит детей не только русскому языку и литературе как предмету, который нужно «вложить», «впихнуть» в головы учеников, но, что самое важное: как научить человека быть человеком? Один из тех цельных людей, для которых работа и жизнь понятия неразличимые. Такие учителя большая редкость, скорее это призвание. Хороший документальный фильм с выразительными кадрами.

А потом был «Енмеш»! Да, были и у нас времена, когда в деревнях за яйцо или пару яиц можно было сходит в кино. Были предложения возродить традицию, но тогда скорее всего придется ехать в кинотеатр на тракторе или в кузове грузовика, хотя иногда хочется променять весь этот комфорт на обычные радости деревенской жизни – так легко и весело смотрится этот незатейливый фильм и оставляет светлые чувства.

Короткометражный фильм «Конечная остановка» - отражение межнациональных отношений, обостряющихся порой как на уровне государства, так и в обычной подворотне. Бывает просто глупость человеческая, а бывает и с национальным градусом. Фильм оставляет противоречивые чувства войны всех против всех.

«Метанойя» еще один короткометражный фильм (оператор Николай Гумилёв!)). Обычный бандюган в образе Деда Мороза, услышав стихи Бродского, а стихи Бродского как шрамы после войны,  остаются навсегда, и залегают глубоко под кожей, так вот, действуя всегда привычным и хладнокровным методом, «Дед Мороз» вдруг останавливается. Иногда важные для человека слова, а тем более стихи могут изменить многое, и даже целую жизнь. Было ли это минутное раскаяние или же произошло нечто большее? Цепляет именно этот момент, в остальном же даже родители и гости, в роде как, ничем не отличаются от этого бандита.

 

Еще одна анимация «Шестоднев» пластилиновый мульт на библейскую тему. Да, Библия и дети, интересно и хорошо сделанный мультфильм, но ничего не оставляет после себя.

«Элегия» - киноэссе. Смесь нежности и тоски, все гармонично и почти неуловимо как легкий ветер, уносящий песчинки с берега. И музыка в словах и движениях.

Гости из Бийска представляли «Зятя…». Зять с него не завидный, как и муж, собственно, тоже. Потому ли что изначально с него взять не хрен, он представляет собой лишь предмет, дополняющий интерьер, или потому-то ему и нафиг ничего не надо, так как отношения здесь сугубо коммерческие, и брак тоже сделка.

«Инкогнито». Раздутая преамбула, а от фильма кроме дорогих убранств – ничего.

А преамбулу к фильму «Немосква» номинировать отдельно! Великолепный юмор.

Далее короткометражный фильм «Оригами» поражает яркостью кадра, игрой актеров и непонятным ощущение догадки, которая все время ускользает. Ками – бумага и дух, темный дух, игра с которым небезопасна для человека, который не может жить в гармонии с природой. Копируя все живое можно подменить копией себя. И тогда покой тихой гавани останется иллюзией за гранью реального мира. Один из лучших фильмов.

«Виолетта» и «Оксана» . Оба фильма интересны, но из двух документальных фильмов мне наиболее интересен второй. Порывистая пластика, дополненная монтажем, красота движения. Украина радует.

 

Еще один документальный фильм «Медленный день», который был дополнен вопросами к режиссеру и весьма интересной дискуссией. Да, мы не замечаем этих людей, но попадая в тупиковую ситуацию не каждый может найти выход из нее, и такая жизнь становится для алкоголиков и наркоманов «нормальной», обычной, хотя и на краю пропасти. Человеку, припертому к стенке ничего не остается как быть голым, а быть ли ему человеком или животным – выбор, который лежит по ту сторону социальных норм.

«Наше всё» - веселый, хороший фильм. Литература и Александр Сергеевич рулит!

«Ощущая тень» - опять подмена, болезнь нашего века – неподлинность, ощущение себя не тем, кем надо. И кто реальнее в итоге?

«Море желаний» -  фильм, в котором есть море, что важно. Не было бы моря и все было бы по-другому. Но оно есть: в перекрестках дорог и улиц, в доброте прохожих и голосах горцев, в обычаях культуры и там, где ты захочешь его найти.

«Пиццевоз» не вызвал у меня особых чувств и эмоций, хотя фильм снят очень неплохо

Короткометражный фильм «Поколение» о том, что мы забываем свою историю, когда живем в тихое и мирное время, не замечая тех людей, которых должны благодарить за это. Что может заставить сопереживать? Только переживание равное по силе.

Поздний вечер подкрался незаметно - время в кинозале пролетает быстро, но оно настолько плотное по силе впечатлений, что чувствуешь приятную усталость во всем теле. А завтра будет новый день.

Ирина Рэй 

 

 

ИЗ ОТЗЫВОВ ЗРИТЕЛЕЙ:

Бездельники

«Петров и Васечкин выросли. Машенька об…дела. А это и есть жизнь…»

«Фильм понравился. На мой взгляд, актерам не хватило актерского мастерства. Плюсом то, что режиссура «живая», постановка хорошая»

Краски осени

«Неплохая была бы зарисовка, если убрать все не совсем уместные эффекты и привести в некую однородность»

Я внутри

«Достаточно выразительно, с некой долей эксперимента»

«Музыка – бесподобна!»

Енмеш

«Такое стремление к кино! А какая живая реакция на фильм, какие эмоции простых деревенских зрителей. Отлично!»

Конечная остановка

«Чем дальше, тем острее будет стоять проблема соседства друг с другом самых худших представителей разных культур и молчания при этом лучших»

Метанойя

«Слова уходят из словаря, когда их перестают употреблять. Из лексикона слова уходят после исчезновения явления, которое они называют. Хочется, чтобы «метанойя» вошло в обиход как можно крепче»

Шестоднев

«Приятно видеть на фестивале что-то подобное»

«Трактовка Библии из уст детей звучит очень трогательно и правдоподобно. Доступное и легкое восприятие религии»

Элегия

«Замечательный видеоряд. Прекрасный видеоряд, а вот с записью звука проблема. Заметна разница в озвучке и речи актрисы»

Зять – не хрен взять

«Сценарий хороший. Актеры слабые, но выигрывает монтаж и работа оператора. Конец недоработан»

«Торгово-рыночные отношения. Ну, куда от них денешься! Смешно»

Инкогнито

«Все хорошо, даже идеально сделано, снято, но что-то все-таки недосказано»

«Слишком много фарса, пыли, пафоса и слишком простое содержание»

«Романтическая история с банальной развязкой, но с надеждой на красивый финал»

Немосква

«Преамбула великолепна! За нее 5 баллов!»

«Исчезающий образ «нового русского» предстал в новом, ироничном свете»

«Юмор… отличная игра, отличная режиссура»

Оригами

«Очень острые эмоции, чувства, состояния. Оголенный провод. Верю! Переживаю!»

«Непонятно, но понравилось»

«Высокохудожественный бред!»

ВиолеттаОксана

«Язык тела, красивый, яркий»

«Не фильм, а музыкальный клип»

Медленный день

«Не отбирайте хлеб у НТВ»

«Не хватает сопутствующих комментариев»

«Социально, заставляет задуматься. Только это не фильм, а просто набор фактов»

Ощущая тень

«Удобное раздвоение личности: одна курит, другая пьет»

Пиццевоз

«Брат-3…»

«Захватывающий триллер!»

Море желаний

«Зарисовка околоморской жизни»

Поколение

«Очень реалистично. К сожалению»

 

По трагической случайности, организаторы были вынуждены «утрамбовывать» программу КиноЛикбеза всего в четыре коротких весенних дня. Но, увы, опыт показал, что барнаульские зрители пока не готовы к подобному концентрированному культурному эликсиру – можно по пальцам пересчитать тех, кто героически пропустил через себя такой высокий заряд киноискусства и добросовестно заполнил Анкету Зрителя, что ему вручили на входе специально обученные девушки. Вот эти-то бланки, исписанные и разрисованные, и стали источником данного отчета. К сожалению, количество анкет «ушедших в народ» не совпадает с тем, что собрали на выходе. А количество оценок, выставленных фильмам, разнится от семи до нескольких десятков – ведь высидеть восемь часов в кинотеатре – это подвиг.

Не сложно заметить, что кривая литературной активности зрителей фестиваля прямо пропорциональна времени, что осталось до последнего автобуса/трамвая.  Это естественно, ведь чтоб изложить свое мнение письменно надо как следует все обдумать. Поэтому, пользуясь случаем, хочу напомнить, что в холле кинозала работает «Рубка Правды» – территория свободная от лжи и толерантности, место, где вы можете высказать в камеру все, что накипело. Если же вы физически не можете присутствовать в кинотеатре, то не отчаивайтесь. Смонтированный из самых интересных и оригинальных фрагментов ролик появится на сайте после фестиваля. А пока, до встречи на Третьем Дне КиноЛикбеза!

Елена Мишакина

 

  Фотографии Юлии Храмовой 

Архив