"КиноЛикбез-3": Первый день (обзор Анастасии Радцевой)

26.04.2012 00:32

25 АПРЕЛЯ. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ФЕСТИВАЛЯ

 

 Вот и случилось то, чего все ждали, кто с нетерпением, с интересом, кто со скепсисом, а кто вообще не ждал: открылся третий ежегодный международный кинофестиваль «КИНОЛИКБЕЗ»! Разного рода предположения о нём начали строить ещё после второго «Кино-Ликбеза», от которого у зрителей и жюри остались самые разные впечатления: кто-то ругал, кто-то радовался. И вот наконец-то мы смогли проверить гипотезы «на практике». Но обо всём по порядку.

 

Первый сеанс начался рано – в два часа дня. Члены жюри поприветствовали первых зрителей, а Наталье Николенковой даже выпала честь поднимать флаг фестиваля. Но всех ещё ждал сюрприз – прямое включение со знаменитого холма с буквами «Hollywood» в Калифорнии. Некий повстанец от авторского кинематографа, неизвестный философ Эдуард Дворжек, произнёс пламенную речь в знак солидарности с движением «КИНОЛИКБЕЗа», покорил букву «H» и установил на ней флаг фестиваля. Воодушевлённые его страстным призывом, мы приготовились к знакомству с новыми художественными мирами.

 

И первым миром был мир маленькой девочки Даши, героини полнометражного фильма «Бесконечные мечты о счастье», у которой разведённые родители находятся в очень напряжённых отношениях. Добрый, красочный, хоть и немного затянутый, на мой взгляд, фильм о том, как люди отказываются слышать друг друга, идти друг другу навстречу, совершенно забывая о чувствах тех, кто нам дорог.

О победе агрессии в масштабе планеты кричит анимационный фильм «Большой взрыв».

Иной характер насилия представляет нам яркое, задорное, запоминающееся киноэссе «История любви обыкновенной украинской семьи». Судя по нему, весело живут рядовые украинцы! Слушают грампластинки, пьют молоко из фужеров, жёны всячески издеваются над мужьями, а тем сие только в удовольствие. Неожиданно, бесшабашно и безудержно весело.

Из этой красочной, лёгкой «сказки» мы попадаем в гости к двум мужчинам, которые сидят за бутылкой водки и маринованными огурчиками и пытаются разобраться, кто же такие герои, какие герои были в истории и литературе и были ли они таковыми или это всё фикция, идеология или ещё какая-нибудь фантазия. Очень эрудированные, знающие и Библию, и творчество русских классиков, умеющие рассуждать – приятно слушать, мозги наконец-то зашевелились, откликнулись, пошла внутренняя работа у зрителя! Маты иногда смешили, иногда были в тему, иногда казались лишними, но тут уже вопрос личного отношения к нецензурной лексике. Название фильма щадит щепетильных в этом вопросе: «ВСЕ У Е».

Значительно менее интересным и ярким по сравнению с предыдущими был фильм «Все эти детские мечты». Банальный сюжет о влюблённых, вдруг нашедших, но снова потерявших друг друга, неинтересно поданный.

Зато очень порадовала Юлия Соломонова, режиссёр из Москвы. Её мир – светлый, воздушный, водный, от него веет солёным, мягким, свежим морским ветерком. «У каждого должен быть свой корабль»,- говорит он, и каждый зритель тихонько вспоминает о своей заветной, самой дорогой мечте, которую он, словно маленький кораблик, носит за пазухой у сердца.

Следующий полуторачасовой блок фильмов я, к сожалению, не видела, пришлось уйти. И с каким нетерпением бежала я обратно, боясь пропустить новую жемчужину! И я её нашла! Фильм «Дед» был для меня одним из самых ярких и самых близких. Он очень детально воссоздал атмосферу первого года после распада СССР, с помощью проработки мельчайших деталей в быте, в одежде, в выборе уличных объектов. А вот образы актёров, с их стремлениями, сомнениями, радостями и тревогами актуальны и сейчас. Тогда многие хотели поскорее уехать из страны, но были и те, кто оставался несмотря ни на что. Так же и сейчас борются эти два направления движения в жизни. Игра актёров прекрасная! Юрий Назаров очень трогает, ему сразу же начинаешь симпатизировать, болеть его болью и радоваться вместе с ним. И мальчик, сыгравший его внука, очень запомнился: живой, естественный, органичный, с серьёзным взглядом ясных детских глаз.

Мир короткометражного фильма из Узбекистана «До» раздвоен: нескладный, серый, «запылившийся» быт и яркое, свободное, живое пространство творчества. Уместна и красива игра слов: «до» как предлог, прошлое и «до» как первая нота гаммы, первая нота новой жизни.

За ним шли два фильма, снятых по одному рассказу – «Ёжик» Григория Горина. Но ощущения, что это одно и то же не было, единым был только каркас. Авторы нарастили «тело» фильма по-разному, но оба получились светлыми, красочными, лёгкими, добрыми. И актёры, конечно, дают иные оттенки настроения. В первом, петербургском «Ёжике» совершенно неподражаемый, обаятельный маленький мальчик, а во втором, московском, ярче вышел отец. Удовольствие от просмотра получали и дети, и взрослые.

Резким контрастом после жизнелюбивого, по-детски счастливого мира «Ёжика» стал следующий фильм – «Голубая кость», из Москвы. Тяжёлый, погружающий в мрачные размышления об отчуждении между самыми родными людьми, которые, казалось бы, горой должны стоять друг за друга, поддерживать в самую трудную минуту, но на самом деле с трудом, с неприязнью, почти с отвращением терпят сосуществование с тяжело больным человеком (мужем, отцом). И хотя брат больного кажется сперва самым адекватным, действительно любящим его и заботящегося о нём, в конце фильма начинаешь в этом сомневаться. Остаётся осадок, который нужно или отрефлексировать, или вымести поскорее, слишком горек.

Завершал программу первого дня фильм из Великобритании, на русском языке, «Границы разума», оставшийся для меня чем-то смутным и банальным, ни в какое сравнение, конечно, не идущий с предыдущей картиной.

Благодаря получасовым перерывам каждые полтора часа, от просмотра не сильно устаёшь. После первого дня осталось приятное чувство разноцветного калейдоскопа, такие разные цвета, настроения, голоса, слова, мысли нахлынули на нас сегодня. Идёшь по весенней ночной улице, разминаешь уставшие от неподвижности мышцы, дышится легко и сладко, и думаешь, какие удивительные сны будут сегодня сниться. И какие сны предстоит ещё увидеть! Завтра. Стрелки наручных часов показывают половину одиннадцатого, и до дома ещё немного. Тик-так, тик-так, шаг-шаг, шаг-шаг… Уже завтра!

 

 

ИЗ ОТЗЫВОВ ЗРИТЕЛЕЙ

Голубая кость:

«Очень тяжёлая и сильная картина, образцовая драма отчуждения в форме короткого метра».

«Действительно тяжёлый и многогранный фильм с очень объёмно переданными образами героев. Задело».

 

Поэма о кораблях:

«Чудесная, красивая, лёгкая вещь. Сделано стильно и гармонично; создаётся ощущение погружения в поэзию: даже веет морским воздухом».

 

Гости:

«Думаю, здесь была тема протеста против придуманных глупых убеждений большей части социума: «Это делать можно, а это нельзя!» Почему нельзя? Кто сказал? Всё можно!

 

Все у е:

«Интересно поставлено…откровенно…жизненно=))), но всё же цензура…в широкие массы я бы не пустила»

 

Мир вокруг тебя:

«Замечательно! Оптимистично!  Решила проснувшись – улыбаться!»

«Отличная работа. Показан вполне обычный день каждого из нас…но как показан…»

 

Вана! Вана! Шаба!:

«Съёмка в одной комнате…интересна психология человека в данной ситуации…подобного не видела=)))»

 

Дед:

«Отлично передана советская атмосфера. Прекрасная игра актёров».

 

Бесконечные мечты о счастье:

«На фоне угрожающе подвигающегося кризиса семьи, весьма актуально. И сделано стильно. Пусть образы несколько топорные, но – типичные. Симпатизируешь каждому, легко эмпатируешь – хорошо.»

 

До:

«Кино о вдохновении, творчестве. Это то, что мне стало понятно. Картинка хромает, операторская работа тоже, игра. Но можно сказать, свою мысль режиссёр выразил».

«Передана атмосфера безумия быта…Спасение от диссонанса тишины – музыка…»

 

 

 

Архив