Последний день Помпеи

05.05.2011 13:48

ФИНАЛЬНЫЙ АККОРД

Мы оказались на площадке третьего дня  фестиваля КИНО-ЛИКБЕЗ. Не просто на какой-то там площадке, а на съёмочной площадке. И  снимается КИНО-ЛИКБЕЗ ни на плёнку  или цифру, он  остаётся в памяти зрителей на покадрово расписанных эмоциями катушках впечатлений, в заполненных образами семантических картриджах, внутри жёстких дисков разума  с терабайтами «киноликбезовской пропаганды».

Первая съёмочная площадка находится в кинозале «Премьера», вторая- актовый зал корпуса С АлтГУ. Съёмочные планы эпизодов определены режиссёром, под загадочными инициалами ВВ, их последовательность не нарушима (техники не подведут).Число дублей - всё снимаем с одного. Метраж монтажных кадров – зависит от особенностей зрительской памяти. Устанавливаем декорации, макеты, освещение, оборудование для перемещения камеры. Располагаем звукозаписывающую аппаратуру. Предусматриваем различные установки для пиротехнических и шумовых эффектов. Оператор строит схему перемещения камеры и схемы изменения фокусного расстояния и фокусировки объектива. Звукооператор выбирает места расположения микрофонов и громкоговорителей, проводит звуковые пробы. Актёры выходят на отметки, объектив камеры затягивает их в своё маслянистое, блестящее, выпуклое око. Воздух перед ним рассекает хлопушка…

Хлоп! «Третий день фестиваля КИНО-ЛИКБЕЗ. Дубль первый. ЗРИТЕЛИ»

Они заходят в зал. Некоторым эти кресла, стены и  экран, хорошо знакомы, кто-то рассматривает их впервые. Есть зрители с капюшоном и наушниками на шее, есть с воротничком, выправленным из-под  джемпера, на шпильках, и в кедах, со студенческим в сумке, и с седой головой, кто-то несёт с собой кино-багаж, кто-то бутылку колы, идут они с пар, из дома, с работы, берут анкеты и программки, делятся ручками, словами, улыбками. За стенами зала – весна, внутри темно, начинается показ- «Жук», «Пистолет». Конец фильма, титры. На фоне скриншота ,огромного пистолета, появляется живой режиссёр –Георгий Парфиненко. Зрители выслушали его монолог продолжительностью в два фильма, и теперь их очередь говорить, они расскажут автору про те символы и смыслы, что нашли в его работах - пусть знает, и закидают вопросами - они такие щедрые, готовы отдавать своё внимание бескорыстно, то есть даром.

Теперь взгляд фестивальных зрителей прикован к экрану саспенсом  – «Зая –гриль», снятым в одной комнате двумя людьми- Аней Марковой и Андреем Кузькиным. Представьте шкварчащего зайца на вертеле в магазинчике за углом вашего дома, представьте  бормочащего человека в вашей кровати среди ночи. Страшно? Зрителям было  намного страшней, они не только видели тревожную, пугающую картинку, но и слышали зубосводящий, трескучий звуковой ряд.

Фильм «Настоящая женщина» был снят целой командой киноделов, зрители оценили, какой бы здоровский ролик минеральной воды получился из этого видео, догадайся киноделы приклеить к бутылке воды в финальном кадре этикетку.

Итальянский «FOLLOW» озадачил всех вопросом «Кем работал этот мужик?», в смысле - главный герой. А украинский «Сон наяву» - «Живу ли я подлинной жизнью?». «А ради чего я живу? Может пора умереть? Что делать, если я понял, что жизнь не имеет смысла, решил умереть, а потом передумал и захотел жить долго-долго, но договор со смертью уже подписан?» - такими вопросами не побоялась занять наших экзистенциальных зрителей Анна Наумова ,сняв фильм «Существительное жить».

Следующая короткометражка «Объединение 4Д» опять награждает зрителя вопросом: «Что это за зелёная контора такая- 4Д, в которой работают главные героини?», а потом полфильма мучает загадкой «Что лежит в таинственном конверте? ». Зрители негодуют, их мозг отказывается принимать вопросы, ему нужны ответы! И тут как нельзя, кстати, на растерзание вопрошающей публики выходит уже знакомый нам по «Жуку» и «Пистолету» Георгий Парфиненко .Он отвечает на всё на что только можно ответить, в своей манере легкой недосказанности,  и  окутанный флёром таинственности возвращается на уютное кресло в зрительский зал.

Но место режиссёра пусто не бывает и на радость народа свои работы представляет Макс Квант, режиссёр-аниматор из Новосибирска. Документальная короткометражка «37 и 70» находит у зала эмоциональный отклик и зрители, не жалея, ставят этой работе высшие баллы. По сценарию, дальше события должны развиваться так – зрители задают умные вопросы, режиссёр развёрнуто на них отвечает. Всё именно так и происходит: Макс отвечает  на вопросы об объективности СМИ, освещающих трагические события, об информационном шуме, короткой зрительской памяти, рассказывает про анимацию, фамилию, «Параболу» и свою следующую работу по произведению Михаэля Энде. Аплодисменты провожают Макса, он занимает своё место в первом ряду, теперь он тоже зритель и тоже ждёт  следующего участника фестиваля.

Как и в любом хорошем фильме на КИНО-ЛИКБЕЗЕ  должна появиться героиня.

И вот зрители  видят рядом с ведущим Вячеславом Корневым хрупкую девушку, зовут её Кристина Кармалита, у неё есть фотоаппарат, короткие волосы и длинная косичка, она приехала в Барнаул на один кино- день. Кристина охотилась на этих фестивальных киноманов, ловила их взгляды и жесты в сачок фото-глаза, но  зрители пока не знают, что фотографии могут оживать, сплетаться с музыкой и поэзией, проникать в недра  душ и надолго оставаться в памяти чувств. Свет потухает, экран наполняется образами, и киновидцы уже бредут босиком под дождём, по асфальту и камням, опускают ступни ног в холодную воду, ворошат пальцами листву, шагают по ступеням и стеклу, они  идут по самому краю крыши, делают шаг в пустоту, а потом.… Потом падают в тёплыё плетёные руки, смотрят на шепчущие красивые слова губы и восхищаются языком  кино-поэзии. Так зрители прожили два фильма – «На последних минутах» и «Я говорю тебя».

А потом Кристина рассказала про  дружественный КИНО-ЛИКБЕЗУ  EXPERIENCES (Фестиваль экспериментальной поэзии) и пригласила всех в Новосибирск - посмотреть, послушать, поучаствовать. В зале, оказывается, сидит не один поэт и режиссёр, поэтому Кристину внимательно слушают много пар ушей и кое-кто сразу планирует поездку на конец мая. Удачи вам, поэтичные режиссёры!

Хлоп! «Третий день фестиваля КИНО-ЛИКБЕЗ. Дубль второй.  ЖЮРИ»

Зрителям осталось увидеть два фильма конкурсной программы и за этим они отправляются по зеленеющим весенним улицам в актовый зал корпуса С Алтайского госуниверситета. А вот  жюри сейчас не до прогулок, они заранее посмотрели «Каменный цветок» и «Легенду космоса», у них в голове сложилась полная картина из трёх дней фестивальных показов и теперь им предстоит решить, кому и за что вручить драгоценных Жан-Люков.

Лицом к лицу оказались в совещательной трое членов жюри - Вадим Климов , Александр Быков и Вячеслав Корнев. У каждого своё виденье фестивального пьедестала и пока они пытаются зааргуметировать друг друга, девушки из счётной комиссии тихонько подсчитывают баллы из зрительских бюллетеней  и  оперативно выдают  итоговую статистику.  Приз зрительских симпатий заслужило «Кочевье» Родиона Исмаилова. Теперь жюри легче определится с победителями в номинации «документальное кино», золотые Жан-Люки  становятся приписанными к  «Кузнице» Максима Астафьева и  «Пьесе в одно действие» Анастасии Маслениковой. Единственное в чём совещающиеся единогласны – это приз за лучшую анимационную работу. Он без споров и пререканий  достаётся доброму мультфильму Анны Артемьевой «Жила-была мама». А дальше начинается битва авторитетов, потому что нашему богатому на кино-опыт жюри непросто найти общие критерии для оценки работ, тут дают о себе знать и вкусы, и предубеждения, и предпочтения, и темперамент  и желание быть объективными. Снова и снова пролистывают они программу фестиваля, вставляют в проигрыватель диски с работами конкурсантов, пересматривают фрагмент за фрагментом. Жесты, росчерки на бумаге, взмахи брошюрами, чай закипает в кружках от градуса противоречий. Но где- то между полюсами «да» и «нет» рождается будущее победителей фестиваля и их заслуженных призов. Строчка за строчкой чистые листы заполняются именами, фамилиями и названиями с пометками серебро или золото.

В корпусе С кинолюбители смотрят  умное приключенческое фэнтези, а может насущную реальность  в  сказочной оболочке – полнометражный фильм «Та сторона» Филиппа Дмитриева.  Эта внеконкурсная картина увлекла зрителей в путешествие по заснеженным холмам, полям, рекам, долам, лесам, они и помнить забыли о том, что фестиваль вот-вот  подберётся к своей кульминации и  за тем последует его закрытие. А жюри тем временем подходит к кинозалу, мысленно приводя доводы в пользу правильности своих решений, с готовыми списками победителей.

Хлоп! «Третий день фестиваля КИНО-ЛИКБЕЗ. Дубль третий. ЖАН-ЛЮКИ»

Отлитые из гипсового серебра и золота Жан-Люки были завёрнуты в упаковочную обёртку и уложены в прямоугольные коробочки, они не видели ни одного фестивального фильма и судьбу их решило строгое жюри. Теперь их принесли за кулисы и распаковали, они жутко волнуются и готовы сбежать прочь, да вот только у них нет рук и ног, поэтому им остаётся только ждать и нервно приплясывать на месте. Самый смелый золотой Жан-Люк решился выглянуть из-за кулисы, он увидел, как Вадим Климов сидит на краю сцены с программкой в руках и по очереди анализирует каждый из конкурсных фильмов, потом его место перед зрителями занял клипмейкер  Александр Быков с продолжением «работы над ошибками», похвалами и критикой. В зале Жан-Люк заметил массу симпатичных людей и стал теряться в догадках, кому же достанется он? Большой проектор отображал на экране логотип фестиваля – камеру-револьвер, зрители перешёптывались, Быков закончил свой монолог, зал поаплодировал и на сцену поднялся организатор всего этого действа Вячеслав Корнев, Жан-Люк поправил сползшие  очки и прошмыгнул назад к своим друзьям-статуэткам. 

К Жан-Люкам подошла очаровательная девушка и забрала одного на сцену, Корнев сказал: «Серебряный Жан-Люк за лучшую операторскую работу достаётся фильму «Легенда о первой тайне космоса», но сам оператор не смог приехать к нам сегодня, поэтому статуэтку заберёт его помощник , он обязательно её потом передаст».На сцену резво выбежал импозантный мужчина и забрал  космического  Жан-Люка. Потом были названы разные имена и номинации, но на сцену выбегал всё тот же очаровательный тип, забирал всех Ж-Л и обещал их кому-то передать. Наш золотой Жан-Люк был в замешательстве: «Неужели все призы достанутся одному кинематографическому гению? И почему это зрители смеются?», никто так и не объяснил этой кудрявой голове, что не все авторы фильмов смогли посетить закрытие фестиваля и им награды будут отправлены по почте. За Жан-Люками стали выходить и другие люди ( не всё же тому типу озарять зрителей улыбками), Юлия Долженко была ожанлючена за оригинальную идею,  Кристина Кармалита за киноэссе , Алёна Воеводина за сценарий. Жан-Люков за кулисами становилось всё меньше и меньше, один был передан в руки Георгию Парфиренко за лучший игровой фильм «4Д», другой вручён под бурные овации и крики зрителей Максиму Астафьеву за документальную «Кузницу».

И вот стоит наш золотой Жан-Люк на пустой тумбочке совсем  один и грустит, что не досталось ему чудесного режиссёра. Как же мог он подумать, что Вячеслав Вячеславович может о ком-то забыть? « Золотого Жан-Люка получает Максим Попов за лучший дебют - короткометражный фильм «Ложь»!» - услышал Жан-Люк и вне себя от счастья отправился в руки к юному барнаульскому режиссёру.

Приходите на КИНО-ЛИКБЕЗ в следующем году! Новые фильмы, Жан-Люки и друзья будут вас ждать!

СТОП! СНЯТО! ВСЕМ СПАСИБО!

Юлия Храмова

Фотографии Кристины Кармалиты

Архив