Главная » Информация о фестивале (information) » Информбюро (information studio)

Четвертый день: Киноавангард и кулинарные чудеса

28.04.2013 00:45


КИНОАВАНГАРД И КУЛИНАРНЫЕ ЧУДЕСА

 

 текст Анастасии Радцевой фотографии Екатерины Фоменко

 

Четвёртый день «КиноЛикбеза» получился очень насыщенным. Причём не только в интеллектуальном, эмоциональном и духовном планах, но и в физическом, а точнее – кулинарном. Но обо всём по порядку.

А началось всё с творческой встречи с Сергеем Кудрявцевым, известным кинокритиком, которого пригласили в жюри Четвёртого «КиноЛикбеза». Встреча проходила в полдень, в библиотеке им. В.Я. Шишкова. Сергей Валентинович поставленным преподавательским голосом очень интересно рассуждал о современном кинематографе, об истории кино, рассказывал случаи из своей жизни как кинокритика. За каждым его словом чувствуется огромный багаж знаний и зрительского опыта, он меткими замечаниями, комментариями помогает нам, профанам в большей или в меньшей степени, разобраться в таком неоднозначном, многогранном, сложном мире кино, хотя бы в некоторых вопросах, которые мы ему задаём. После беседы он подписал счастливчикам, успевшим завладеть немногочисленными привезёнными экземплярами, свою новую книгу «3500», представляющую собой собрание из 3500 рецензий на самые разные фильмы как отечественные, так и зарубежные.

После этого бὀльшая часть присутствовавших отправилась в «Республику ИЗО», боясь опоздать к началу показа. Было забавно и здорово ехать в троллейбусе и видеть рядом, среди незнакомых людей уже знакомые по Четвёртому «КиноЛикбезу» лица друзей фестиваля. И на улице так тепло, и впереди ещё вдвое больше фильмов, чем было в дневных программах до этого,- какой же чудесный весенний день!

Сегодня показ открывало снова документальное кино. И сегодня мы снова убедились, что оно может быть интересным, красивым, живым, таким, что хочется его пересматривать. Первым шло «Дыхание тундры» Михаила Горобчука (Москва). На 26 минут весь зал погрузился в медитацию: спокойная, неторопливая, созерцательная музыка…красивая природа без следов насилия над ней человеком…настоящая юрта, а в ней – сонный малыш, спящие рядом лохматая собака с крохотным пушистым щенком и чёрно-белый кот, так сладко мурлычащий во сне, что хочется свернуться калачиком рядом с ним и тоже уснуть… пёстрые яркие цвета одежды, подушек и покрывал, необычные этнические предметы быта…дым от костра в центре жилища, поднимающийся вверх, в небо…капли дождя, падающие на раскалённую сковороду и мгновенно превращающиеся в причудливо извивающиеся белые нити пара… Настоящий отдых души, обретение гармонии. Вот куда нужно сбегать от суеты и стресса городской жизни!

Следующий документальный фильм рассказывает о старом, традиционном способе добывания золота, которым сейчас уже никто не пользуется. Никто, кроме немногочисленных хранителей этой традиции в Грузии. В «Золоте от Бога» (Лаша Парджиани, Тбилиси) мы узнаём, как добывают золото с помощью овечьих шкур. Эти шкуры кладутся под деревянный желоб, который опускается в реку, в желоб бросают землю, в которой ищут золото, песок вымывается из шкуры течением, а золото в ней остаётся. Тяжёлый и долгий труд, дающий в результате всего лишь золотые крошки, и нужен труд титанический, многодневный, чтобы набрать золота достаточно хотя бы для какого-нибудь небольшого изделия. Но здесь то, что добывается такой высокой ценой, тратится вовсе не на безделушки: издревле золото «из овечьих шкур» (золотое руно, а?) шло на иконы. Их и показывают нам в конце фильма. Истинная ценность золота для этих людей – в его отношении к их духовным ценностям, которые для них гораздо важнее его. Не в пример искателям времён Золотой лихорадки.

Далее был представлен полнометражный фильм московского режиссёра Константина Вихрева-Смирнова «Язык ветвей». Это был тот случай, когда автору явно нужно было подарить ножницы (по примеру героини истории, рассказанной Сергеем Кудрявцевым на творческой встрече), потому что его героиня ну слишком уж долго плутала по лабиринтам своего бессознательного, и никак он её оттуда не выпускал. Идея же довольно интересно воплощена в форме сна во сне (во сне), когда становится уже совсем неясно, кто же кому снится: парень девушке, девушка парню, мужчина девушке или она ему, или вообще этот левый (как будто) мужчина маленькому мальчику, бегающему с игрушечной бабочкой. Это сделано очень здорово, игры бессознательного (или даже капризного и жестокого Творца?), постоянно трансофрмирующийся лабиринт, переплетение историй. Но конец (не финал, финал-то как раз классный, в точку) подпортил общее впечатление от фильма: не надо было разжёвывать зрителю про подсознание, он не дурак и сам бы догадался, эта лекция явно была лишней. Итак, если фильм слегка укоротить, выкинуть лишнее, получится работа если и не на всю десятку, то хотя бы на 9,5.

И пришло время знакомиться с прекрасным иного рода. Как оказалось, сегодня в галерее «Республика ИЗО» были готовы две новые выставки, на открытие которых благодаря «КиноЛикбезу» мы все попали. Первая – акварель Любови Ботеевой. Вторая приехала к нам аж с Телецкого озера. Одна из её представителей – Татьяна Николаевна – была в традиционном народном костюме, она рассказала о выставке, о магии озера, о чудодейственности чистой родниковой воды, и своим певучим, мягким, льющимся, как речка, голосом прочитала стихотворение о Телецком озере, пропитанное его духом и любовью к нему. И пригласила нас к импровизированному столу угоститься их родниковой водой (лёгкой, вкусной!), восхитительно приготовленной тамошней рыбой хариусом (ммм, просто пальчики оближешь!) и ароматным караваем. Искусство природы и рук человеческих!

И с новыми силами мы ринулись в бой с чужим сознанием.

 «Сенсация» фестиваля, как с хитрой улыбкой назвал Вячеслав Корнев фильм Лени Сморагдовой «Амфитеатр: история внутренностей», оставила кого-то в недоумении, кому-то очень понравилась, и автора засыпали бы вопросами, разгорелась бы жаркая дискуссия, если бы милая Лени присутствовала на показе. Но, к сожалению зрителей, она внезапно уехала домой. Придётся нам справляться своими силами. Для меня название и содержание фильма никак не связаны и сам фильм остаётся большой загадкой. Похоже, я ещё слишком маленькая, чтобы понять такое самой, поэтому оставлю рассуждать о нём кому-нибудь другому.

Интересно было увидеть, что на этот раз создал режиссёр из Рубцовска, ежегодный (насколько я помню) участник «КиноЛикбеза» Георгий Парфиненко. Название фильма звучит несколько странно: «пустоТЫ».  Т.е. внутри тебя пусто или ты для меня пустое? Сначала вещает противный, фальшивящий местами голос на фоне пустых комнат какого-то старого здания. Особенно оператора привлекает туалет с пожелтевшим кафелем на стенах. Потом в этой «задумчивой комнате» появляется мальчик, играющий на электронной приставке. Вот эта идея меня уже заинтересовала: вместо того, чтобы играть с друзьями в мяч или в салки, строить домик на дереве, дразнить девчонок в конце концов, ребёнок сидит в пустой комнате и тыкает пальцами в экранчик, где появляются какие-то несуществующие, электронные кирпичики. Настоящая пустота, лишь маскирующаяся под наполненность. А вот история с молодой парой, которая сначала ссорится по телефону всё в том же туалете, а потом танцует во тьме, превращаясь постепенно в нечто похожее на знак инь-ян, с пустотой как-то не очень вяжется. В них не было пустоты. Было непонимание и желание быть вместе, которое потом благополучно реализовалось. Тут, на мой взгляд, режиссёр не в ту сторону отклонился. К тому же и мальчик тогда непонятно каким боком: у этих двоих всё разрешилось, а того показали один раз и на этом всё. Непорядок, товарищ режиссёр!

«СФУМАТО 2.0» находится в блоке игрового кино, но я отнесла бы его больше к киноэссе, потому что игры там почти никакой нет, сюжета тоже, есть, в общем-то, только текст – закадровый голос героев, погружённых в поиск ответов на философские вопросы: что есть тело? что есть душа? как они соотносятся друг с другом? что из них важнее или первичнее? Довольно интересно, жаль, мне как визуалу сложно долго концентрироваться только на аудио, когда я не вижу говорящего. В какой-то момент подумалось: вот женщина и мужчина ночью в небольшой комнатке, каждый сам по себе занят философскими размышлениями, женщина какая-то застывшая, мужчина мается, тоскует, не знает, куда себя приткнуть в этой комнате…почему бы им не поговорить друг с другом? может, тогда стало бы легче?..

Очень понравился фильм «Голоса» Карла Россмана (Санкт-Петербург – Барнаул). И актёрской игрой и мыслью. Он верно говорит, что никогда не надо бояться задавать вопросы, нужно прислушиваться не только к внешнему миру, но и к внутреннему, выходить за рамки привычного, искать, познавать. Тогда ты сможешь вырваться из сна.

Смешной и в то же время болезненный фильм «Ухо Ван Гога» Юрия Филиппова (Санкт-Петербург) – о внутренней свободе художников, которая выплёскивается во внешний мир, но которую или не понимают, или используют в своих корыстных целях.

Закончился первый блок короткометражного игрового кино менее нагруженным, простым по смыслу и картинке фильмом «Туфельки», снятым в четырёх странах (Беларусь, Россия, Чехия, Франция; режиссёр Константин Фам). Простая история жизни молодой женщины, красиво показанная, не поднимая камеры выше колен: покупка красивых красных туфелек, знакомство с будущим мужем, свадьба, дети, Вторая мировая, Освенцим, смерть. А как всё хорошо начиналось…

Далее шёл блок киноэссе и видеоарта. «Ночные огни» - очень короткий, но весьма симпатичный стоп-моушен со световыми силуэтами людей на улице и в кафе и очаровательным силуэтом кошки. Новый реализм попытался представить Арсений Занин из северной столицы в своём фильме «Письмо к М.». Минусом была плохая слышимость слов и местами проблема с их членораздельностью. Некоторые сравнения заставляли брови удивлённо и скептично подниматься, например, желание автора, «чтобы слова стали жирными». На мой взгляд, довольно сомнительное сочетание. Плюсом же было намерение снимать себя настоящего, всё, что ОН сам видит и слышит в данный момент. Это ли не реальность: то, как мы смотрим в окно, чистим зубы, роняем в раковину очки, идём по улице и встречаем знакомых, рассуждаем о чём-то вслух? «Я говорю им, что снимаю всё подряд. На самом деле я снимаю только себя» - вот ключ к этому фильму и его «новому реализму».

«Путешествие на Марс» - красота линий человеческого тела, наше тело – как целая планета со своими холмами и кратерами… и прочими радостями. Напомнило фильм «Пределы ZOOMa» (для тех, кто в курсе) с его неожиданным видением особенностей тела сквозь увеличительное стекло.

«Такая хорошая» - любование очаровательной барнаульской поэтессой Александрой Малыгиной и неожиданность появления рядом с хрупкой Сашей крупного Вячеслава Пасечника. Восторг барнаульской публики обеспечен.

Замечательна работа из Швеции «Я это я» Карин Брак: перед нами проходят одна за другой фотографии автора, начиная с её самых ранних детских лет и заканчивая нынешней взрослостью. Мы видим, как она менялась в течение многих лет, и она снова меняется у нас на глазах, и это какое-то волшебство. А за кадром звучит её голос. «Я это я. В детстве я каждый день повторяла себе это», мы все не только в детстве, но и потом задавали себе вопрос: почему я это я? почему я такая? почему я не родилась мальчиком в далёкой Африке или цветком в самом центре тайги? Очень просто, без лишнего пафоса, о таких важных вещах. «Я это я».

Блок анимации сегодня был несколько однообразен: было две работы с рисованием на песке и две работы с рисованием красками (Ксения Симонова, Сергей Dжим). Ни на что непохожим был мультфильм с заковыристым названием «Ицихитананцу» в чёрно-серых тонах, про лесное чудище, забавно поедавшее глупых людей. Громче всего аплодисменты звучали для «Послания» Макса Кванта (Новосибирск), забавной истории о почтальоне, боявшемся казни за доставленное царю письмо о войне, которое оказалось письмом о мире.

Последним рывком стал второй блок короткометражного кино. Его открывал долгожданный фильм «Три» Михаила Черняка, призёра прошлогоднего фестиваля,  приехавшего к нам из Москвы представлять свою новую работу. Воображение часто играет с нами злую шутку: наши представления о возможных вариантах развития той или иной ситуации чаще всего гораздо более яркие и интересные, чем то, что случается в реальности. Вот и героиня фильма «Три», пока они с подругой звонят её отцу, которого она никогда не видела, но хотела бы увидеть, представляет, как может пройти их встреча, каким будет её отец: странным, но отпадным музыкантом, поющим странные непонятные песни, трусом или алкашом-подкаблучником. Фантазия развивает то один вариант, то соскользнёт на другой, и мы думаем, так а как же на самом-то деле случилось? И вдруг понимаем, что они не только не поехали к нему, но даже не дозвонились до него. Такого хорошего усложнённого повествования, нелинейного, соскальзывающего, вводящего в заблуждение на фестивале маловато, и эта работа – одна из лучших. Правда, поцелуй девушек в финале как-то смущает, поворачивает интерпретацию в другую сторону. Автор говорит, что это демонстрация того, что кроме отеческой любви есть и другая любовь. Но почему именно лесбийская? Почему не материнская, не любовь к мужчине, что более естественно?

«Солнечный ветер» задевает проблему физической слепоты, её восприятия, переживания самим слепым. Герой его стремится избавиться от этого недостатка, потому что не хочет быть обузой для любимой. И благодаря операции ему это удаётся почти на целый год. Целый год видеть все краски жизни, т.е. ощущать жизнь во всей её полноте! После такого, конечно, снова потерять зрение, теперь уже навсегда, в тысячу раз больнее. Но он смог. Он преодолел врождённый дефект и увидел мир, вошёл в него новым человеком. Хотя бы на год. Это того стоило.

Светлый, добрый мир детства из «Путешествия к железным птицам» (Киев) коснулся ран, нанесённых предыдущим фильмом, и гармония вернулась. Столько снимается о боли, грязи, безысходности, что такие фильмы, как этот, сейчас особенно нужны, особенно греют душу своим теплом, радостью жизни, восхищением миром вокруг. Спасибо Марине Гришай!

 

«Транзит» единственный сегодня вызывает вопрос: а зачем? Одна расстроенная девушка в туалете в аэропорту, не договорив, бросает трубку, потом вторая, потом приходит третья, отвечает на звоно – и дальше неизвестно. Что это было??

 «Тяжёлый день» Александра Гаврилова (Москва) неплох, но мне не совсем понятен. Поздний вечер, парень не успевает на автобус, садится на скамью ждать следующий. Рядом возникает другой парень и начинает говорить. И рассказывает такое, что в точности происходило сегодня с первым парнем: и на пару опоздал, его выгнали из аудитории, и лучший друг вместо встречи с ним пошёл гулять с девушкой, и с девушкой со своей он опять поругался, и увидел он её вместе с лучшим другом в кафе…и в довершение всего какой-то незнакомец опять проматывает перед ним весь день, «сыпет соль на раны», а ему и без того мягко говоря не очень. И он срывается и избивает болтуна. А тот поднимается, достаёт блокнотик и вычёркивает имя сбежавшего из списка. Кто он, ангел-хранитель? Не просто же добровольный детектив, решивший облегчить случайным людям жизнь. В какие-то моменты кажется, что это просто внутренний голос героя, он вспоминает прошедший день, анализирует, злится. Но тогда он срывается сам на себя? Или как? До избиения у меня был вариант, что мысль здесь такая: что все мы похожи, и проблемы у нас, в общем-то, у всех одни и те же: на учёбе, на работе, в личной жизни, в дружбе. У всех у нас бывают такие тяжёлые дни. Но финал к такой трактовке не подходит. Приезжало бы к нам больше авторов, можно было бы спросить…

И вот, самый насыщенный, самый авангардный, самый вкусный день Четвёртого «КиноЛикбеза» завершён. Завтра мы уже узнаем имена победителей. Трудно будет жюри выделить всего несколько лучших, когда действительно сильных работ гораздо больше. Что ж, завтра всё решится! А пока – четвёртый час ночи (утра?), пора идти набираться сил к заключительному дню фестиваля. Авангардных вам снов, друзья-киноманы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архив