Главная » Информация о фестивале (information) » Информбюро (information studio)

КиноЛикбез: Начало

25.04.2013 07:20

 

 

КИНОЛИКБЕЗ: НАЧАЛО

Вот и случилось то, чего мы все, ну по крайней мере некоторые из нас, так долго ждали. Вчера, 24 апреля, состоялось торжественное открытие Четвертого Международного Фестиваля Авторского Игрового, Документального и Анимационного кино - КИНОЛИКБЕЗА-4.

Как семени необходимо время, чтобы прорости и превратиться в прекрасное дерево, так и КИНОЛИКБЕЗ с каждым годом растет и развивается. За 4 года фестиваль, родившийся из идеи одного человека,  превратился в культурное событие, привлекающее режиссеров не только из других регионов, но и других стран. Значительно возросло количество поданных заявок, что позволило ужесточить отбор конкурсной программы, и как следствие поднять общий художественный уровень мероприятия. Около сотни кино- и анимационных лент предстоит оценить жюри конкурса, которое возглавит известный российский кинокритик и киновед Сергей Кудрявцев специально прибывший с этой целью из Москвы.

Первый день КИНОЛИКБЕЗа открывала пресс-конференция,  на которой собрались представители крупнейших СМИ г.Барнаула. От частоты мигания фотовспышек рябило в глазах, а многочисленные микрофоны и диктофоны, повсюду преследовавшие членов жюри, добавляли нервозности организаторам.

Финальным аккордом пресс-конференции стало торжественное поднятие флага кинофестиваля.
Эта почетная миссия по традиции была доверена одному из членов жюри, поэту и телеведущей Наталье Николенковой. Торжественное, праздничное настроение, ожидание чуда было разлито в воздухе – все ждали начала показа. Милые барышни на входе в кинозал раздавали анкеты для зрительского голосования, по итогам которого и определится судьба одного из Жан-Люков.  

Следует помнить, что кинофестиваль – э то необычный кинопоказ. Зрители здесь меняются, выбирая тот блок программы, что наиболее интересен именно им, либо тот, на который его «отпустила» работа или учеба. Но все же, для самых стойких и преданных зрителей было организовано небольшое каф е, где в перерывах между блоками программы можно было подкрепиться чаем с плюшкой.

К сожалению, в рамках такого небольшого очерка я не могу уделить внимание всем фильмам-участникам – только сегодня их было 16, общая же продолжительность составила более 6 часов. Но хотелось бы упомянуть наиболее запомнившиеся, тем более, что  с режиссерами двух картин  сегодняшней программы зрителям удалось пообщаться лично.

Александр Шкуров, режиссер из СП, привез небольшую постмодернисткую зарисовку «Телевизор-2», снятую по следам «Телевизора» (реж. А. Соболев), кто был на КиноЛикбезе-2, тот поймет. Содержание обеих картин заложено в звуковом ряде, только смысл, который пытаются донести до нас авторы находятся в вечном антагонизме. И если герой первого «Телевизора» никак не отреагировал на засорение его мозга многочисленными ток-шоу, которыми полна программа передач, то А.Шкуров решает судьбу героя радикально: после 14 минут просмотра солянки из шедевров авторского кино, под фразу: «Улыбайтесь, господа! Все глупости мира делаются с серьезным выражением лица» юноша вешается.  Сложно сказать, что именно так зацепило зрителей, но вопросы, шутки, реплики относительно увиденного сыпались как из рога изобилия. Возможно «Телевизор-2» не шедевр, одну из функций кинематографа – как следует встряхнуть зрителя, не позволить ему забыть, что существуют альтернативные пути развития сюжета – он точно выполнил.

Единственный в сегодняшней программе  режиссер из Барнаула Антон Тимофеев  (обладатель Серебряного Жан-Люка КиноЛикбеза-3 «За поэтичный киноязык») представил в этом году свою новую короткометражную работу «На краю дней». Картина вызвала острые дискуссии и породила множество вопросов к режиссеру. По словам автора, идея фильма родилась из ассоциации: он увидел рекламу, где на свалку отвозят старые ненужные холодильники. Но в нашем жестоком мире ничто не мешает также поступить с человеком, не так ли? Фильм «На краю дней» совсем недидактичен, но он указывает на социальные дефекты общества, взывая к человеческой совести.

Другой прошлогодний лауреат фестиваля (на этот раз «За правильный пафос») Владимир Шапошников из г.Харьков (Украина) в этом году представил короткометражный игровой фильм «Кастинг», который несет на себе отпечаток  творческой и нестандартной натуры автора. Сценарий фильма строится на цитировании текстов Шекспира, Чехова, Пушкина, Брехта и других классиков, своего рода заметки на полях истории драматургии – постмодернистская короткометражка, где с помощью незаурядного чувства юмора и небольшого бюджета режиссер сумел погрузить зрителя в мир своей фантазии. Тут невольно приходит на ум другой конкурсант – Онер Бейбит (Алматы, Казахстан) с картиной «Бека», бесспорно, хорошо финансированной, что, увы, не повлияло на качество актерской игры и сценария. Конечно, у фильма есть свои плюсы: качественный звук, работа осветителей. Тут и напрашивается вопрос о критериях оценки фильма. Что важнее: технический профессионализм или идея, замысел? А быть может визуальная эстетика? Хотелось бы верить, что ответ на этот вопрос зрителям найти удастся.

«Последний репортаж» Тимура Абдуллина из Уфы – яркая остроумная сатира на современные реалии. Как это часто бывает, титр «Все имена и события вымышлены. Любые совпадения случайны», данный в начале, настраивает зрителя на противоположное восприятие.

Завершил же сегодняшнюю программу невероятно чувственный, эротичный фильм Дарьи Шумаковой «Аметист». Тут в первую очередь следует отметить именно визуальную составляющую: работу оператора и режиссера монтажа. 

Работы, представленные на суд жюри, были разными. Разными по уровню режиссерской работы и актерского мастерства, технической составляющей и смысловой нагрузке. Но оглядываясь на увиденное, я понимаю: время было потрачено не зря. То маленькое кинематографическое чудо, за которым мы все пришли на КИНОЛИКБЕЗ, все-таки совершилось.

Елена Мишакина

КИНОЛИКБЕЗ: НАЧАЛО (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

 

Вот и настал день, когда красный флаг «Киноликбеза» взмыл в небо и объединил под собой людей из самых разных уголков мира. Несмотря на перекрестный огонь финансовых войн, котировки бумаги на биржах и страшные новости из телевизора, люди не перестали снимать фильмы. Значит совсем не эти причины лежат в желании их создавать. Что именно ими движет, можно узнать не просто посмотрев эти фильмы, а попробовав проникнуть по ту сторону экрана, «увидеть» их мысли и понять поступки героев – действовать внутри фильма. Попробуем заглянуть за полотно экрана?

К сожалению, не видела фильмов половины первого дня кинофестиваля, но всё же причин пораскинуть мозгами было немало и в вечерней программе.

Вот, например, фильм «1210» режиссера Арсения Гончукова, участника прошлого фестиваля. Он представил, как и в прошлый раз собственно, неоднозначный и провокационный фильм. В фильме сталкиваются две реальности – мирное время и состояние войны, о которой знает только тот, кто видел ее своими глазами. Однажды начавшись, война не может закончиться, по крайней мере в душе человека, в которой живо сочувствие и совесть. Кто пережил войну, уже не в силах забыть ее, тем более, если человека мучает чувство вины и ответственность за погибших людей. Только чем лучше мирное время, если всем на всех наплевать и у каждого свой мир, где можно тихо «поживать»? Связывает две эти реальности компенсация ветерану войны, главному герою, в размере 1210 рублей и «общение» с пропавшим без вести или погибшим сыном. Этот призрак и держит отца в мире – он воплощение жизни и смысла. Компенсацию решают больше не выплачивать. Сын тоже уходит из его видений, оставив отца одного, дошедшего до исступления от черствости и непонимания окружающих. Конец печален – пара пуль, выпущенные в работников макулатурной организации и собственная смерть.

Следующий фильм «Бека» также основан, как и предыдущий, на реальных событиях. На событиях войны, но войны уже дворовой «пацанской», где свои законы, понты и счеты. Фильм оставляет впечатление наивного дворового боевика, хотя он и не лишен смысла. Та же память о близком погибшем друге дает новую жизнь главному герою.

Что же все-таки хотел рассказать режиссёр фильма «Белая полоса»? О жизни призраков, которым приходится вновь и вновь проживать «мёртвую точку», поставленную в пустом блокноте?

Телевидение не однажды появляется в этот день на экране кинотеатра. Сначала это был «Телевизор-2» Александра Шкурова. Главный герой на протяжении почти всего фильма смотрит в экран телевизора, который скрыт от взгляда. Мы видим лишь героя, страдающего от скуки и желания заснуть. Каналы сменяют друг друга вслед за очередным зевком телезрителя. После такого просмотра герой уходит в шкаф, где вешается, подготовив перед этим верёвку. Последний кадр говорит о многом – со стороны мы видим комнату, диван, на котором сидел зритель, телевизор, повешенного в шкафу и сидящую рядом с диваном девушку…

«Последний репортаж» тоже связан с телевидением. Это трагикомедия, в которой законом провозглашён баланс порядка. Вне порядка, а следовательно и вне системы находятся бомжи. Собственно они не представляют собой абсолютно ничего, кроме того, что они являются биомассой. Их запросто можно сжечь в печи за ненужностью, порадовав перед этим увеселительной прогулкой. Об этом и говорится в разоблачающем систему репортаже, ставшим уже последним в жизни репортера. Бомжи они нарушают порядок, где каждый любит своё государство и чтит систему. В последних кадрах мы видим одного такого изгоя. Он рассуждает о боге, который также находится нигде – он изгнан из полезного баланса. Фильм снят в традиции антиутопии, приправлен юмором, местами довольно черным.

Короткометражный фильм «Варька», снятый по мотивам произведения Чехова «Спать хочется», очень яркий в визуальном плане. Задумчиво-сонная девушка выполняет роль прислуги в семье, а «семья» занята лишь своими делами. Туманно-прозрачная атмосфера кадра одновременно девственно красива, как дитя, но жестока в своей реальности. Она приходит как тычок в затылок крепкой рукой хозяина. Свобода в таком мире возможна лишь во сне.

«Второе дыхание» погружает нас в абсолютно пустой мир. Мир, в котором не осталось ничего живого. О живом могут напомнить лишь жестяные банки. Их главный герой превращает в цветы-вертушки и под шелест жести погружается в исчезнувший мир. Но мираж исчезает по мере того, как в лёгких заканчивается воздух. Воздух без кислорода, мёртвая среда, где можно оставаться человеком лишь в мечтах.

«Аметист» - фиолетово-прозрачный камень, хранящий в себе эфемерное присутствие чего-то ускользающего. Камень памяти и расставаний, эротических фантазий и горечи одиночества. Дорогих нам людей, которых мы потеряли навсегда, нельзя заменить другими. Но даже память подводит, обманывает нас, заключая в свои объятия.

Заметно, что тема смерти, пустого пространства и бессилия волнует многих режиссёров.  Что может противостоять такой пустоте? Неравнодушное отношение и фантазия, которая даже в мёртвом мире рождает свободу от пут жестокой действительности.

 

Ирина Рэй

СУБЪЕКТИВНЫЕ КОММЕНТАРИИ ЗРИТЕЛЕЙ ПЕРВОГО ДНЯ

За закрытой дверью: «Не верю!», «За Бредбери», « Не люблю фантастику – кроме Стругацких. Не люблю «гламурный» кинокадр!», Тема неоднократно затрагиваемая в искусстве. Надо давать просматривать родителям», «Реальный психодел. Такое колоссальное множество сюжета между «строк» Отличное музыкальное сопровождение»,

 

На краю дней: «Возникла ассоциация с недавно увиденным фильмом «Антон тут рядом». И здесь молчание красноречивее любых слов», «Сострадание, любовь к ближнему. Терпение, нести свой крест. Смертный грех – убийство», «Сомнение режиссера передалось зрителю. Вероятно, он сам себе не верит. Герои аморфны. Пустота»

 

Кастинг: «Заставка понравилась больше, чем сам фильм, но он тоже ниче так», «Для внутреннего возгорания зачастую нужна искра внешняя, а иногда и разряд тока!», «Замысловатый коктейль из классической лит-ры и музыки. Содержит нотки иронии, и оставляет задумчивое послевкусие», «Два таракана в голове и одинокая голая мысль, которая никак не может быть поймана»,

 

В путь: «Хипстеры должны быть в восторге. Прекрасная теплая палитра», «Мотив пути, в котором то, что хранит сердце с тобой везде», «Динамичный, яркий, теплый, понятный фильм»,  «Чувствовала себя сталкером. Как будто наблюдаешь за чьим-то неприятным, бессмысленным сном»,

 

The TRIP: «Красивый шрифт в титрах. Вагон хорошо сцепился!», «Путь, взгляд, ошибки. Но то все в пути, а иногда, все же, не лишнее и поговорить», Люди, эмоции, образы. Пересечение судеб, но кому-то не дано соединиться, как железнодорожным рельсам», «Аллегория отношений. Собрание штампов. Штампов того, что было бы если бы то, что твориться в голове перетекло в реальность»

 

Алхас и Джульетта: «Я тоже ревную вот к той курице! Прекрасно!», «Душевненько. Абхазам Салям!», «Очарование провинции + динамика и юмор – рецепт хорош», «Отличная режиссура. Прекрасные южные люди»

Доброта, искренность, открытость… Вот, что должно быть в настоящем человеке»

 

На подводе: «Театральной постановкой речи восхищена!», «Спектакль одного актёра, жанр сложный девушка справилась блестяще. «Экранизация Чехова» - жуткое словосочетание, не всё можно переводить на экран и тем более показывать людям»

 

Тапёр: «Рекомендовано к показу по зомбоящику в целях популяризации нашего всего! Обратная противоположность «На подводе»!»,

 

1210: «1210 причин не работать в социальном страхе!», «Великолепно! Снято в сильнейшем жанре отечественного кинематографа – «мрачнее некуда», снято чудесно не прикопаться!

Саундтреки подобраны идеально, актеры замечательные, погружение в картину глубочайшее, эмоции через край. Такого и ждал от показа», «Не «очередной фильм об Афгане» Режиссёр проделал правильную работу», «Тема жива и актуальна для общества. Задела! Истеризм личности!», «Спасибо главному герою за его «говорящие» глаза»,

 

Бека: «Ай Казахи молодцы! Люблю СССР», «Настоящий шансон. Хоть и казахский=) Со всеми плюсами, минусами сюжета стандартной часто цыганской песни», «Учебное пособие для молодежи»,

 

Белая полоса: «Фильм интересен необычностью съёмок, подачи, сценария», «Если мужчина думает так мало и так натужно-вычурно, зачем он такой вообще нужен на этом свете (как, впрочем, и на том)?»,

 

Телевизор-2: «Чудесно и чудно, очень  короткометражку «смерть последнего еврея в последнем кинотеатре» с каннского кинофестиваля», За-ме-ча-тель-но. Но можно было бы сделать 4 минуты, а не 14. Но лучше, чем у А. Соболева», «Телевизор живой (крутые диалоги), зритель – деревянный. Мимики ноль, даже скука не скучающая=(. Ну и лучше всех в фильме сыграл Мюнхгаузен», Очень жаль, что режиссер ТАК представляет современного человека. Печаль, товарищи»,

 

Варька: «Ништяк. Только убогости можно было добавить помрачнее и грязи побольше, а вместо веревки цепь или кандалы!», «Просто поразительно, как красиво снята запущенность и безысходность! Восхитил почти дословный перенос текста рассказа в современность. И неточность в концовке, отход от Чехова, тоже восхитили!», У ребенка отобрать детство»

 

Второе дыхание: «Нереально крутая короткометражки. Поклонники арт-хауса будут в восторге», «Не зря фильму дали награды не все, кто хвастается, однако *******. Автор крут безмерно. Ревела»,

 

Последний репортаж: «Забавно, свежо, интересно! Концовка заставляет шевелится серое вещество!», То ли с фарсом недотянули, то ли с пафосом переборщили. Но в остальном всем взяли. Прекрасны!», «По-моему, именно этот фильм является постапокалиптическим»


Аметист: «Думал уже ничему не удивлюсь, ан нет! Хорошая лента!», «Актёры хорош, картины не хуже. Но смысла, увы, ноль. Очень бабское кино»

 

 

БАЛЛЫ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ

За закрытой дверью

5,2

На краю дней

5,1

Кастинг

6,9

В путь

6,5

The TRIP

6,5

Алхас и Джульетта

9,6

На подводе

7,1

Тапёр

7,3

1210

8,3

Бека

4,8

Белая полоса

3,4

Телевизор-2

7,3

Варька

6,7

Второе дыхание

7,6

Последний репортаж

7,6

Аметист

6,5

 

Архив