Главная » Информация о фестивале (information) » Информбюро (information studio)

Точка, многоточие... - запятая! (итоговый текст Евгении Днепровской)

08.07.2019 11:23

Евгения Днепровская

ТОЧКА, МНОГОТОЧИЕ... - ЗАПЯТАЯ!
(последние мгновения фестиваля)

До окончания фестиваля чуть больше часа. Я сижу в зале ожидания Пулково, вспоминаю фильмы четвёртого дня и в каждом вижу только одно - сцены расставания, разрыва и грусть по утрате чего-то важного и основополагающего. Я не хочу улетать. Фестиваль как параллельная вселенная, как другая жизнь, как любовь. А фильмы все интересные, один не похож на другой, но каждый отзывается каким-то пронзительно-острым чувством внутри. Вспомним же старые-добрые времена, когда мы, зрители первых фестивальных показов "Киноликбеза", пытались упорядочить свои впечатления после просмотра программных фильмов, развернуть все смыслы, которые удалось обнаружить, и излить их в наивном совместном творческом порыве, называемом условно анализом произведения. Пройдусь своим дилетантским взглядом по некоторым фильмам  нашего кинофестиваля.

Невозможно не заметить, что несколько работ объединены фигурой Юрия Алексеевича Гагарина, темой космоса и побега с планеты Земля. Я имею в виду такие ленты, как "Чайка", "Планета 42" и "Топливо". Зритель неоднозначно воспринял кадр "Планетs 42", где памятник Юрию Алексеевичу стоит в пустынном, но при этом очень замусоренном месте. Но таковы реалии нашего времени, и я не вижу здесь никакого противоречия или оскорбления выдающегося космонавта. Напротив, в кадре он возвышается над всем этим мусором, он над ситуацией, вне системы. И к раздуваемым ветром бумажкам он не имеет никакого отношения, это сделали мы. Думаю, таким образом авторы фильма обращают наше внимание на актуальные проблемы - экологию и культуру поведения общества.


В "Топливе" хочется отметить то, как красиво и фактурно показано тело героя, который практически превращается в одну из деталей этой солярной машины. Он не только приводит в движение механизм, двигаясь в такт шестеренкам, но буквально купается в масле и даже полощет им рот. Таким образом органично встраиваясь в работу аппарата, как один из его элементов. На некоторые символы режиссёр указал прямо со сцены, сделав акцент на произнесенной героем фамилии (Климентов). В результате эта самостоятельная история обросла новыми смыслами из произведений Андрея Платонова.

"Ева". Невероятно красивый и трогательный фильм обаятельного и скромного московского режиссера Виталия Манюкова. Фильм имеет привязку к реальным событиям, произошедшим в Украине в 2014 году, об этом сказано самим автором в последних кадрах. Но для меня он не об этом.  Я увидела там историю маленькой Ассоль, рассказанную наоборот. Утрата иллюзий и прощание с детством, первое расставание и потеря близкого человека - вот о чем для меня эта история. Сцена прощания Евы и Адама, на мой взгляд, совершенна, как с точки зрения психологизма, так и пейзажной зарисовки. Главную роль в фильме исполняет бесспорно талантливая юная актриса, уже известная зрителю по фильму "Лёд", Диана Енакаева. Ее отца играет Захар Прилепин, человек, чье имя не нуждается в дополнительном представлении. Правда я Прилепина не узнала, а вот лицо Дианы сразу показалось знакомым.


"Капитал". История о приключениях разутого маргинала, по прозвищу Капитал, который, отказавшись от своей идеологии, сразу обретает искомое - материальные блага (обувь). Качественную и дорогую. По-моему, всё очевидно и все смыслы легко считываются. Переобулся.

В работе Erland Kelter лейтмотивом проходят темы маскарада и двойничества ("Снег в Венеции"). Надо заметить, что герои не произносят ни слова, мы слышим только внутреннюю речь главного персонажа. И квинтэссенцией его монолога (а, может, и всей картины) для меня стали слова: "Всё, что вслух, слишком громко".

Фильм итальянского режиссера "Игра на краю света ("Una partita ai confini del mondo") передает ощущение теплоты и домашнего очага. Настоящая мужская дружба, любовь сына к отцу, мужчины к женщине - всё это удалось показать авторам.

"Retiro" - игровое кино, которое длится менее 5 минут, но является абсолютно гениальным, на мой незамыленный дилетантский взгляд. Сначала ты видишь глубину глаз героев, а затем тебе открывается пропасть одиночества современного человека. Сколько боли, дефицита любви и нехватки простого человеческого тепла скрыто за невинной просьбой проводить в дорогу. И как это важно - провожать и встречать. Особенно остро это понимаешь на вокзалах и в аэропортах. Как раз там, где я сейчас и нахожусь. А в это самое время в "Светлом мире" уже определены победители и розданы Жан-Люки. Надеюсь, мой фаворит не остался без награды.


"VR CR3W" - авторская ирония по поводу зависимости человека от виртуальных игр, а также иерархии в семейных отношениях. Финальный вопрос звучит риторически. Сомнений не остается.

С большим интересом были встречены зрителем сюрреалистические зарисовки белорусского режиссёра фильма "Тело". А мне больше, чем сам фильм, понравились комментарии Юрия Семашко, в которых он раскрыл некоторые секреты кинопроизводства и объяснил детали.

"Соломотряс, или скорбь заразительна" ("Straw walkers or: the contagious nature of misery") - интересный экземпляр в коллекции фестиваля. Старшим поколением сразу считывается перекличка сюжета фильма с историей литовской девочки, которой спасли не только жизнь, но и ноги, по трагической случайности отрезанные комбайном. Мне же пара влюбленных молодых людей, лежащих в густой траве, напомнила Юру и Катю из советского фильма "Вам и не снилось". Конечно, не последнюю роль в немом кино играет музыка. Молодой режиссер не стал исключением и использует звуковой ряд для раскрытия своего замысла. Это короткий метр, а значит создатель фильма не прячет символы, а приносит их зрителю на блюдечке с голубой каемочкой. Такими маркерами по кинотексту разбросаны образы насильственной смерти. Автор подчёркивает величину трагедии противопоставлением живого и мёртвого (молодые улыбающиеся и беззаботные люди, наслаждающиеся друг другом и солнечным днем на природе в первой половине фильма и неподвижно сидящая в комнате с искусственным освещением одинокая, убитая горем женщина - во второй). В буквальном смысле руки оказываются в крови у женщины, но в переносном - у ее мужа. Здесь же напрашивается параллель между кроликом и влюбленной парой. Муравьи и огонь, поглощающий семейное фото - символы, которые легко замечает зритель. Автор фильма в финале дает понять, что женщина задохнется, и здесь вновь, как мне кажется, можно заметить противопоставление свежего воздуха, который вдыхали молодые люди в поле, и ядовитого дыма в доме с плотно закрытыми шторами и дверьми. Не смотря на то, что поджог устраивают парни, смерть героини наступает раньше, тогда, когда гибнет ее ребёнок.


"Море волнуется" ("The sea swells") - короткометражка иранского режиссера, повествующая о человеке, живущем в доме на воде, периодически подвергающемся обстрелам с воздуха. Вода, воздух. Суша в кадре не появляется ни разу. И это не случайность. Герой не чувствует почвы под ногами (кроме речного дна). Дом на воде крайне не устойчив, как и человек в современном мире.  Герой пытается хоть как-то заякориться с помощью верёвки и рыбьих скелетов. Но однажды (или периодически) его сносит, и он плывёт по течению. Но это длится лишь до рассвета (символика сознательного и подсознания?). Потом он вновь тащит за собой дом (и этот кадр особенно красноречив), пытаясь вернуться на знакомое место. И ладно бы там, на прежнем месте, была земля обетованная, так нет же. Там война и отсутствие солнца. А человек всё тащит за собой дом и возвращается. Символика этого кино чрезвычайно обширна. Это и ловец рыб с отсылкой к библейским мотивам, и голые деревья как маркер одиночества, и дом-остров со своим Робинзоном, и другие. Фильм "Запятая" ("Comma") поставит точку в нашем непрофессиональном разборе. Символично, что и программа предпоследнего дня кинофестиваля заканчивалась этой работой. Организаторы специально намекнули зрителю, что это не финальная точка, а лишь запятая? Надо будет спросить. Итак, " Comma". Дерево, дом, человек - всё это сразу напомнило "Жертвоприношение" Тарковского. Герой фильма из Македонии решает повеситься. Кажется, что он потерял всякое желание жить. Как и дерево, которое выглядит безжизненным. Эта параллель между героем, деревом и даже домом, в котором явно уже давно никто не живет, прослеживается сразу. Его окна заколочены, а глаза героя в каком-то смысле закрыты - он не видит смысла жить. Но внезапно ярким алым пятном у ног мужчины возникает надкусанное яблоко. Потом на дереве, на котором даже и листьев-то нет, он замечает еще одно и жадно припадает к нему. Про надкусанное яблоко и семантику красного говорить излишне, я думаю, и так всё очевидно. Умирать наш герой уже не собирается, поэтому и запятая, а не точка. Ту би кантиньед, как говорится! Вот и я ставлю многоточие...

 

 

 

 

Архив