Главная » Информация о фестивале (information) » Информбюро (information studio)

Второй день Киноликбеза: международная программа

30.06.2018 09:58

"КИНОЛИКБЕЗ" НА "ЛЕНФИЛЬМЕ": День второй, международный конкурс



репортаж Агнии Романовой


Второй день фестиваля авторского кино «Киноликбез» прошёл на двух площадках. На первой демонстрировались отечественные игровые фильмы и киноэссе, а на второй, в «Ленфильме», – картины международного конкурса. Его представлял киноарбитр Дмитрий Ольшанский.


Во вступительной речи он поднял вопрос о влиянии технологий на кинематограф. Изменения необратимы: акриловые краски не заменили масляную живопись, но звук вытеснил немое кино. Какое же изобретение диктует свою волю сегодня? Это гаджеты. Маленький экран подразумевает «разговаривающие головы» и отсутствие мелких деталей. Один из любимых приёмов Киры Муратовой, украинского режиссёра и сценариста, уже не работает: нет смысла снимать на заднем плане сцены, комментирующие происходящее на переднем. Монтаж стал более интенсивным, чтобы удержать внимание зрителя – люди смотрят фильмы, говорят по телефону и чистят картошку одновременно.


Посетители фестиваля проверили эти особенности во время показа, а по завершении – обсудить их вместе с Дмитрием Ольшанским.


Фильм «51+» поставлен лаконично и красиво. Мужчина за пятьдесят полюбил молодую девушку и мечтает о ней в самые неподходящие моменты. Например, в присутствии сына – тот играет роль отрезвляющего фактора: неловко, но действенно. Бурных похвал удостоилась работа постановщика: симметрия и деление кадра пополам, цветовые решения, общий стиль. Зрители одобрили картину множеством «десяток» в анкетах.



«I, YOU, WE 2» стилизован под оживший фотоальбом: короткая история о том, что жизнь непредсказуема, но люди не меняются. Режиссёр успешно избежал оценочной окраски, показав одни факты.


«Mr Director» иллюстрирует пищевую цепочку мировой экономики. В кадре – только дети, в игру которых вмешивается третья сила с предсказуемо разрушительным результатом.


Фильм-аллюзия «Аквариум», несмотря на красоту, вызвал у зрителей недоумение. Причина, возможно, кроется в недостаточно ярких смысловых акцентах. Тем не менее, история творческой девушки, которая живёт в ограниченном мире, вышла достаточно цельной в условиях бессистемности.

 

Картина «Два ангела» началась с барабанного ритма. Он задал темп повествования, но ненадолго – вскоре остались только красиво поставленные кадры. Задуманная параллель между статуями ангелов и живыми людьми прослеживалась смутно, что вызвало чувство незавершённости.


«Жемчужина» стала прорывом в мир человечности. Она подвела итог первой половине показа и открыла новую серию – о ярких людских чувствах. Но досадные провалы в структуре сюжета вынуждали зрителей гадать: почему происходит именно так, какова предыстория? Впрочем, сопереживание героям с лихвой компенсировало нехватку логического обоснования.


Искреннее веселье вызвала картина «Конфуз». Здесь присутствует и растущий градус абсурда, и мелкие казусы, и семейная драма. Образ одного из главных героев, актёра, эффектно поданный вначале, к финалу потерялся, но увлекательность истории заставила забыть об этом.


Фильм «Лола» красиво рассказал о несуществующих проблемах. Заявленные в логлайне конфликты едва прослеживались: страх походить на мать-алкоголичку – один телефонный звонок, трудности с доверием – мельком, в невнятных ссорах с братом. Однако, по мнению зрителей, классическая развязка и художественное оформление сделали картину запоминающейся.


«Меланхолия солнца» – история нерождённого мальчика, который разбился с мамой в самолёте. Как заметил Дмитрий Ольшанский, режиссёр не старался понравиться. Он мог, но не стал навязывать драматизм, а просто рассказал о важной для него теме. Получился фильм с минимальным набором средств выразительности, который ничуть от этого не потерял.


Множество похвал заслужила картина «Он сказал мама», полная грузинского колорита и мягкого юмора. Бедность здесь не угнетает – это стиль жизни, мировоззрение. Живописные персонажи, говорящие мелочи и внезапные повороты сюжета превратили фильм в одного из фаворитов показа. Блестящий ироничный финал сорвал бурные аплодисменты.



«Работник года» – триллер, который неожиданно становится фантастикой. Звукоряд и кадры с пустынными офисами нагнетают напряжение, но в конце остаются вопросы, главный из которых: и стоило нас так пугать?


«Та самая мелодия» погружает в атмосферу старины и радует вниманием к деталям. Картина напоминает работы Игоря Масленникова, создателя бессмертных «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Выдержанный стиль и непредсказуемая развязка выделяют его из общего списка.


Фильмы международного блока фестиваля раскрывают различную ментальность. Некоторые вобрали особенности трёх стран сразу – например, «Лола». Но объединила их, по словам одного из зрителей, «сквозная тема социальной неустроенности» в оригинальной подаче: инертность, отрицание острых конфликтов. Картины проникнуты чувством незавершённости. Парадоксально, но в результате они обретают самодостаточность – история живёт своей жизнью и тогда, когда мы покидаем зал.


Фильм замыкается на самого себя, что близко далеко не всем. Кое-кому из зрителей не хватило попкорна, и они не побоялись об этом заявить.


 

Прозвучало мнение, что в России короткий метр находится в зачаточном состоянии, как в литературе – рассказ по сравнению с романом. На Западе малые формы уважают за обширность и ёмкость. Но и фестивали проходят иначе: красочное шоу, шумные зрители-болельщики и, как ни странно, попкорн. Возможно, изменять отношение к жанру в России стоит от обратного: сбавить градус снобизма в авторском кино, где зритель чувствует себя обязанным полюбить то, к чему не лежит душа. Он боится показаться малообразованным, недостаточно чутким, а в итоге уходит раздосадованный.


«Киноликбез» по-настоящему заботится о публике, что подтвердила бурная дискуссия после завершения показа.


Зрители сравнили подборку фильмов с прошлогодней: остро социальную драму на этот раз вытеснили «надуманные конфликты». С одной стороны, они вызывают разочарование, но с другой – призывают к созерцательности. Если кино есть средство познания мира, то любая ограниченность непрофессиональна.


Кристофер Нолан, британский и американский режиссёр и сценарист, сказал: «Такие режиссеры как я получают наслаждение от самого процесса эксперимента, а не от заезженных клише и штампов». Картины второго дня удивляют смелостью, и разве это не повод для наслаждения как для их создателей, так и для зрителей?


Посмотрим, что нам готовит третий и заключительный день кинофестиваля. Жюри предстоит сделать непростой выбор, чтобы определить победителей.


 

Архив