Главная » Информация о фестивале (information) » Информбюро (information studio)

Международная программа фестиваля (заметки Полины Черепановой)

30.06.2017 19:32

С 23 по 25 июня в Петербурге прошел VIII международный фестиваль авторского кино “Киноликбез”. Несмотря на то, что по итогам фестиваля лишь несколько фильмов были отмечены членами жюри, остальные работы тоже заслуживают отдельного внимания. Ну и в целом “Киноликбез” прекрасен тем, что поддерживает молодое авторское кино, которые выглядело абсолютно конкурентоспособным на фоне более зрелых и серьезных работ.
В рамках “КИНОЛИКБЕЗА” на Ленфильме прошел показ короткометражных лент из блока международных игровых фильмов. 6 картин с разных концов планеты представили авторский взгляд на насущные проблемы.



ANNA ROBOT (АННА РОБОТ)
США, Нью-Йорк, 2017; 
Режиссер: Крис Рассел
Одиночество часто толкает людей на странные и отчаянные поступки. Именно оно стало одной из причин создания роботов, способных заменить друга или возлюбленного. Не в силах справиться с разрывом отношений, главный герой заказывает робота, который выглядит в точности как его бывшая девушка. Практически сразу герой понимает, что его новая Анна хоть и идеальна, но запрограммирована только на механические действия, а любое  проявление чувств выглядит настолько неестественно, что скорее пугает, чем умиляет. Несмотря на всю иронию и комичность ситуации, это фильм об одиноком мужчине, который пытается вернуть и усовершенствовать свою любовь. Но, как известно, ничто в мире не может быть идеальным.




FUEL TO THE FIRE (МАСЛО В ОГОНЬ)
Германия, Украина, Испания, Мальта, 2016; 
Режиссер: Харальд Франклин
“Масло в огонь” мог бы быть слишком шокирующим документальным фильмом, поскольку его первостепенная задача, как художественной картины, — обратить внимание на проблему. Фильм Харальда Франклина посвящен всем женщинам, которые погибли от жестокой казни — закидывания камнями. В современном обществе лапидация практически не обсуждается. К ней относятся как к варварству, и зачастую даже не представляют, как именно эта казнь совершается. “Масло в огонь” демонстрирует весь процесс и наглядно показывает, что это не просто древний обычай, а абсолютно жестокое проявление несправедливости. К тому же, этой казни обычно подвергались женщины, которые не могли сами себя защитить, что еще раз обращает внимание на то, как тяжела жизнь женщин в мусульманских странах. 



MARGIE (МАРГО)
Италия, 2016; 
Режиссер: Доминико Модаффери
За трогательной историей случайного спасения кроется сюжет, построенный на сплошных противопоставлениях. Молодая отчаявшаяся девушка Марго встречает веселого пожилого господина. Марго видит всю несправедливость этого мира и хочет свести счеты с жизнью. Господин слеп и при этом удивительно счастлив, а все былые проблемы вспоминает с улыбкой. Девушка боится смерти и медлит, нерешительно смотря с крыши дома вниз. Господин вспоминает о нелепой смерти своей кошки, которая по глупости выпала из окна. Вроде бы совершенно незапланированная встреча двух разных людей меняет жизнь Марго к лучшему, но не все в этом мире — череда случайностей, как и само появление этого господина, способного видеть гораздо больше, чем кажется.



MASTERPIECE 2 (ШЕДЕВР 2)
Франция, Бордо, 2016; 
Режиссеры: Луи Зампа, Винсент Годин
“Шедевр 2” заключает в себе то, за что многие ненавидят современное искусство, но, действительно, у этого фильма может быть несколько интерпретаций. Сюжет этой картины совершенно оправдывает победу “Шедевра 2” в номинации “новаторское кино”. Этот фильм может стать хорошим пособием для тех, кто хочет посмеяться над арт-хаусом и поставить зрителя в неловкое положение. А нужно для этого всего ничего: парочка странно выглядящих людей, минимум диалогов и шутки про Польшу. Прекрасное чувство юмора режиссёров позволило им снять ироничный фильм, который заставит смутится каждого, кто этот фильм не поймет. Но иногда нужно просто расслабиться во время просмотра и не пугаться того, что очередной “шедевр” остался за гранью понимания.



THE HUMAN MIRROR (ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗЕРКАЛО)
Испания, 2015; 15:58; Режиссер: Marc Nadal
Фильм “Человеческое зеркало” — это картина о взаимоотношении родителей и детей. Почему многие семьи испытывают проблемы в общении с их детьми? Одной из причин как раз и является чувство потерянности и ненужности, которое изо дня в день может ощущать ребенок. Пренебрегая общением с детьми, взрослые сами взращивают в них жестокость, которая подпитывается всем, что ребенок видит и слышит. В основу этого фильма легла реальная история об убийстве девочкой своих родителей, однако, образы, транслируемые с экрана, говорят о том, что не стоит интерпретировать сюжет однозначно. Игра со светом и тенью, напряженная музыка готовят зрителя к страшной и жестокой концовке. Убийство родителей отражает не только ненависть к безразличию отца и матери, но и внушительный объем насилия передающийся через телевидение и СМИ. Девушка перестает ценить не только человеческие взаимоотношения, но и саму жизнь, успокаивая маму тем, что люди умирают каждый день, и в этом нет ничего страшного.



CRACK (ТРЕЩИНА)
Ливан, Бейрут, 2017; Режиссер: Mu’taz Salloum
Сюжет фильма “Трещина” достаточно схематичен. Да, мы видим на экране актрису, которая пытается максимально проработать роль для спектакля, и поэтому просит своего парня помочь ей попасть в психиатрическую клинику. Девушка надеется, что она проведет там всего 2 недели, а затем ее приятель вернется за ней. Но у молодого человека совсем иные планы. Оставив свою девушку в клинике, он находит в этом интересную тему для своей книги. На первый взгляд, история понятна, однако, отдельные моменты, перемешанные со сценами, раскрывающими основной сюжет фильма, заставляют усомниться в правильности интерпретации. Возникает ощущение, что вполне вероятно не существует ни спектакля, ни самой клиники, а все произошедшее — лишь плод воображения девушки. Фраза, которая появляется на экране после финальной сцены окончательно ставит в тупик. Может быть действительно сумасшествие существует внутри каждого? А обнаружив это в себе, человек находит трещину, проходящую через всю его жизнь, имея начало и вполне логичный конец.
________________________________________

И это лишь малая часть фестиваля, который успешно продолжает миссию французской “Новой волны”. Остается лишь пожелать “Киноликбезу” успехов в дальнейшем развитии и надеяться, что с каждым годом все больше режиссёров будут снимать качественные и глубокие фильмы, а зрители привыкнут к непредсказуемому авторскому кино и оценят его по достоинству.

Полина Черепанова

Архив