Главная » Информация о фестивале (information) » Информбюро (information studio)

Второй день Киноликбеза (отзывы В.Вистингаузена и А.Петрс)

15.05.2015 22:46

СМОТРЕТЬ, НЕЛЬЗЯ ОТЛЫНИВАТЬ!


Куда можно спешить в г. Барнауле в будний день 14 мая 2015 года в полдень? Конечно же, на ежегодный VI фестиваль «КИНОЛИКБЕЗ»!
Несмотря на мое тщетное желание приехать вовремя к началу второго дня кинофестиваля, из 16 картин я посмотрела 13. Собственно о каждом представленном на фестивале фильме я скажу несколько позже, пока же хочу отметить за сегодняшний день четыре, наиболее мне приглянувшихся: «Юг едет на север» (Украина, Харьков, В. Шапошников), «Руслан» (Россия, Москва, Т. Деева), «Стерва» (Россия, Магнитогорск, В. Абих), «Террорист» (Россия, Уфа, В. Валиуллин).
Не впечатливших меня по различным причинам сегодня картин больше (пр. «Толстый», Россия, Барнаул, А. Есаулов; «Реконструкция бессонницы», Беларусь, Минск, Н. Василевская; «Сцены у моря», Франция, Россия, К. Захаров; «Стадные», Россия, Санкт-Петербург, И. Желтяков; и др.), однако, так как Золотого Жан-Люка в талантливые руки отдаю не я, то и в списке моем «первых нет и отстающих». Все важны, все нужны, в особенности зрители, которые, возможно/скорее всего (нужное подчеркнуть), со мной не согласятся.

Надо сказать, что каждый раз, входя в кинозал, меня приятно удивляет количество людей, пришедших на фестиваль и продолжающих заполнять помещение в течение всего семичасового сеанса. Помимо непринужденной, дружественной атмосферы кинофестиваля, есть в самих сеансах КИНОЛИКБЕЗа одна деталь, которой я до сегодняшнего дня не уделяла внимания: вы когда-нибудь замечали, чтобы в кинотеатре, когда по экрану начинают ползти титры, извещающие о конце фильма, зрители  аплодировали? Благодарность каждому из сотни участников фестиваля – звук от ударов в ладоши, раздающийся в кинозале галереи «Республика ИЗО» (хотя, я могу ошибочно толковать подобные рукоплескания на кинопоказах, потому говорю в первую очередь от себя).
Для тех, кто еще не дошел до кинозала, хочу обратить внимание на то, что «КИНОЛИКБЕЗ» не просто так носит звание фестиваля международного уровня; страна, указанная в анкете заявки – последний, а точнее, никакой критерий для отбора участников. Для жителей Барнаула данное мероприятие мирового масштаба – культурное Событие с большой буквы. А.Н. Толстой, например, не был ни на одном показе, после чего и написал трилогию «Хождение по мукам»; а вот Г.Г. Маркес приехал, но один, и  после того, как по возвращении на родину не смог ни с кем обсудить увиденное, явил миру «Сто лет одиночества». Мораль: приходите на кинофестиваль «КИНОЛИКБЕЗ», приводите с собой друзей и вы получите массу впечатлений и дозированную порцию пищи для ума (чай и плюшки также в наличии). 

Ани Петрс

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО НА ФЕСТИВАЛЕ

Начну обзор второго дня (14 мая) с того, что КИНОЛИКБЕЗ, как всегда отличается хорошим информационным сопровождением. Издана программа в виде брошюры в прекрасном полиграфическом исполнении. На ее обложке – забавный рисунок ее оформителя, Михаила Чурилова. Он же украшает и афишу КИНОЛИКБЕЗА. В программе, кроме всего прочего, краткая информация о каждом конкурсном фильме. 
В прошлый день мне пришлось пропустить три последних фильма: «Огонь по штабам», С-Петербург, реж. С. Груша; «Одинокие души микробов», Москва, реж. М. Романовский и «Папа, прощай», Москва, реж. К. Баскакова. Я поинтересовался у зрителей, видевших их, и мне сообщили, что все фильмы «сильные». Вячеслав Корнев на открытии фестиваля уведомил, что на конец каждого дня поставлены наиболее интересные фильмы. Увы, мне их посмотреть, видимо, не придется. 
Как я уже говорил в обзоре предыдущего дня, я пропустил и первый полнометражный фильм, которым начиналась программа 14 мая – «Ехай», Воронеж, реж. И. Скрынников. Я подошел, когда фильм заканчивался. Через некоторое время из зала на перерыв стали выходить зрители, преимущественно молодежь. Все, как один, задумчивые и молчаливые. Ни болтовни, ни обсуждения на ходу. «О чем фильм?» – спросил я одного из знакомых. «Пока не знаю» – ответил он – «Подумать нужно». Программа подсказала, что фильм поставлен по пьесе Нины Садур. Немного погодя я вспомнил, что пьесу эту видел, в исполнении студентов театральной специальности Алтайского государственного института культуры и искусства (еще не ставшего академией). Я подумал, что перевести такую пьесу на язык кино достаточно сложно.

После перерыва пошли остатки документальных фильмов. 
«Руки», Москва, реж. К. Жижкевич. Фильм стал мне понятен, только когда я начал писать эти строки. До этого я его не воспринял. Автор хотел показать, чем заняты человеческие руки. Но наиболее привлекает зрелище вращающихся механизмов, движение мехов гармони и тому подобное. В целом видеоряд интересен, но хотелось бы какого-то логического завершения. 
«Стадные», С-Петербург, реж. И. Желтяков. Фильм рассказывает об оленеводах Русского Севера, которые не собираются отказываться он своего традиционного образа жизни. Впрочем, детали этой жизни не раскрыты, а желания героев фильма быть подальше от современной цивилизации, поданы автором в декларативно-постановочном ключе. 
«Толстый», Барнаул, реж. А. Есаулов. Это интригующе построенный рассказ о благотворном влиянии капитализма на жизнь бездомных собак. 
«Тупик», Москва, реж. Д. Тихомиров. Фильм рассказывает о еще одном уголке России, оторванном от большой жизни, тупике старой узкоколейки, которая является единственной связью с этим миром. Но и ее могут разобрать на металлолом.
«Узбекский плов», С-Петербург, реж. И. Желтяков. Это отнюдь не секреты узбекской кухни (впрочем, один секрет есть, но совсем не аппетитный), а кусок жизни «Блошки» – питерского мелочного рынка. 

«Юг едет на Север», Украина, Харьков, реж. В. Шапошников. Точнее было бы назвать фильм «Запад едет на Восток». Фильм рассказывает о группе театралов-кукольников из Харькова, работавших в советские годы в Барнауле, в кукольном театре. Их деятельность оказала заметное влияние на культурную жизнь города. Основой фильма является интервью с главным режиссером театра тех лет – подлинной звездой фильма. Фильм – живое дыхание недавней истории и он будет интересен всем, кто любит Барнаул. 
На этом вся программа документального кино оказалась исчерпана. В целом, от нее осталось чувство определенной неудовлетворенности, причем не только малым количеством фильмов, но и самими фильмами. Я очень люблю документальное кино, в том числе и бессюжетное. Фильмы «Волк и лошади»; «Живи настоящим», «Стадные», «Тупик» и «Узбекский плов» сделаны в одной манере, ставшей в последние годы модной в отечественном документальном кино. Для этого течения характеры маргинальная тематика и маргинальные персонажи, которые часто настолько безлики и растворены в среде, что их, обычно, нельзя назвать героями. Каждый фильм – кусок жизни, но лишенный деталей и характеристик и не имеющий ни конца, ни начала. Сняты они, преимущественно общими планами, без движения камеры, захватывая случайные сцены со случайными обрывками разговоров. Нет ни авторских выводов, ни закадрового текста. Редки пояснительные титры. 
Фильмы «Руки» и «Очень долгая пластинка» стремяться вообще к бессюжетности, и тоже композиционно намеренно не завершены. 
Фильмы «Бикини» и «Толстый» строятся по законам игрового кино. Ну, а «Юг едет на Север» – классический пример фильма-интервью, использующего артистизм и обаяние главного героя.
Дальше пошли игровые короткометражки. О них позже.

Вадим Вистингаузен, искусствовед







фотографии Данила Антропова

Архив