Главная » Информация о фестивале (information) » Информбюро (information studio)

Этого события мы ждали целый год (заметка Вадима Вистингаузена)

14.05.2015 20:40

КИНОЛИКБЕЗ-ЭКСПРЕСС. ПРИБЫТИЕ

13 мая 2015 года в 14:00 по местному времени в г. Барнаул прибыл скорый поезд «КИНОЛИКБЕЗ», который в течение четырех дней и вечеров будет разгружать в зрительный зал галереи «Республика ИЗО» 100 игровых, документальных и анимационных фильмов, доставленных специально для кинофестиваля из Австралии, Армении, Беларуси, Великобритании, Германии, Казахстана, Латвии, Таиланда, Украины, Франции, Чехии и многих городов России. Красная ковровая дорожка, сотни вспышек фотокамер в секунду, дамы в вечерних платьях, кавалеры во фраках, торжественные речи под сопровождение французского симфонического оркестра – всего этого на открытии VI ежегодного международного фестиваля авторского кино «КИНОЛИКБЕЗ» вы не найдете.
Несмотря на то, что многими людьми в нашем городе важность данного мероприятия не до конца осознается, а некоторые и поныне пребывают в глухом неведении о самом факте его (мероприятия) существования, интерес к кинофестивалю с каждым годом набирает обороты. Полный зал зрителей, которые, как мне думается, приехали сюда не только за бесплатным чаем и плюшками, не даст мне соврать. Тщательно отобранные организатором и несменным вождем кинофестиваля В.В. Корневым картины из сотен присланных работ обязательно найдут своих зрителей в том или ином жанре. Кстати, о плюшках – если вы не считаете себя большим любителем авторского кинематографа, уверенна, стоит приехать хотя бы ради того, чтобы увидеть и отведать авторского киноликбезовского пирога, а там, глядишь, и до Зрительского Жан-Люка рукой подать.
Итак, зрители собраны, жюри представлены, бюллетени для голосования разобраны, флаг – поднят. Поехали!

Ани Петрс


ЭТОГО СОБЫТИЯ МЫ ЖДАЛИ ЦЕЛЫЙ ГОД



 
Да, этого события мы ждали целый год. Речь, конечно, о VI фестивале КИНОЛИКБЕЗ, который стал самым значительным явлением в мире кино на Алтае. Краевой киноцентр ликвидирован, и здание его продается с молотка (непонятно, что будет с его фильмофондом). Шукшинский кинофестиваль, когда-то задуманный как зрительский, от зрителей оторван и превратился в нечто среднее между галочкой в отчете и засекреченым заочным конкурсом. В кинотеатрах – все та же американская жвачка, слегка разбавленная беспомощными российскими поделками. Только Интернет дает пока шанс познакомиться с настоящим интересным кино. И еще одна отдушина – КИНОЛИКБЕЗ.
Приятно, что этот родившийся в Барнауле фестиваль, несмотря ни на что живет, стараясь сохранять классическую форму кинофестивалей. На шестом КИНОЛИКБЕЗЕ сделан еще один шаг в этом направлении: жюри фестиваля возглавил продюсер и режиссер Михаил Черняк, один из участников фестивалей прошлых лет. 
Как сообщает организатор фестиваля, Вячеслав Корнев, на участие в конкурсе было подано около 403 заявки. Это свидетельство растущей популярности фестиваля. А ведь он начинался как чисто местечковая забава. Фильмы первого фестиваля (2010), как можно судить по его программе, были откровенными самоделками, авторы которых старались копировать, или пародировать любимое ими кино. Но уже второй фестиваль вызвал наплыв авторов со стороны, что подняло его на качественно новый уровень. Не все в этом процессе гладко, но об этом ниже.
Для показа было отобрано 100 фильмов (на треть больше, чем в прошлом году). По номинациям отбор был различным. На основании имеющегося у меня «длинного списка» режим наибольшего благоприятствования было предоставлено анимации и фильмам-эссе. (выбрано 28 работ, по 14 в каждой номинации, примерно 66%). Хуже всего отборщики обошлись с полнометражными игровыми и документальными картинами: в каждой номинации принято всего по 11% фильмов. Что касается игровых короткометражек, то там взята примерно каждая четвертая работа, то есть так же, как в среднем по всему списку. Я рад за фильмы-эссе  и не имею ничего против отсева полнометражных картин. Но вот за документальное кино обидно. И так оно у нас в загоне, да и документальные фильмы, в среднем, гораздо интересней затянутых «короткометражек». Напомню, что на Каннском кинофестивале (открывшемся в тот же день, что и КИНОЛИКБЕЗ), длина короткометражного фильма, по положению, не должна превышать 15 минут, вместе с титрами. А здесь немало фильмов по 20-30 минут. Так что, на мой взгляд, вполне имелся резон заменить с десяток их документальными картинами.



Как и прежде, КИНОЛИКБЕЗ анонсируется как фестиваль авторского кино, а также как «независимый, экспериментальный, некоммерческий». Об авторском кино был специальный разговор на прошлом фестивале, и там выяснилось, что никто из присутствовавших, в том числе и всезнающий «Mr. Google», не знают что это такое. Учитывая, что все произведения искусства, кроме фольклорных, имеют авторов, «авторское кино» – это просто расхожая фишка. 
Остановлюсь и на определении «независимый». Значительное количество фильмов КИНОЛИКБЕЗА (может быть, даже большинство, организаторы эту информацию не оглашают) являются курсовыми и дипломными работами студентов киношкол. Их никак нельзя назвать независимыми. Какая может быть независимость у студента в рамках нашей (да и любой) системы образования? Если же они и несут какую-то печать авторства, то это, скорее, печать той мастерской, в которой студент занимается. И экспериментальны они только в таком смысле: «Как бы мне получить положительную оценку?». На всех серьезных кинофестивалях студенческое кино выделяется в отдельную категорию. 
Что касается определения «некоммерческий», то другого кинематографа в нашей стране не было с конца 1920-х годов. Нет его и сейчас, поскольку никто не требует, чтобы фильмы окупались в прокате. 



Шестой КИНОЛИКБЕЗ, по традиции, открылся, по-деловому,  без всякой помпы. Мне удалось посмотреть 14 фильмов из 17 стоящих в программе первого дня. Первые фильмы просто удручали. Хотелось закрыть глаза и заткнуть уши. Но потом немного наладилось. Кратко о каждом, по возможности, фильме. Начнем с короткого метра.
«Доставка на дом», С-Петербург, реж. Н. Молчанова. Мрак. Попытка триллера. Изобразительный ряд стилизован под классический нуар, но неудачно. Нет контрастности, все серо. О сюжете и актерской игре и говорить не стоит, настолько это смешно и фальшиво. Что-то, впрочем, есть, но непонятно что.
«Во всем виноват сценарист», Украина, Киев, реж. О. Филиппенко. В названии можно усмотреть попытку оправдаться. Но, ведь автор сценария и режиссер – одно лицо! Это вообще не кино, а плохой и плохо заснятый театр (не потому, что действие и происходит в театре). Двое на сцене, зал пуст – и правильно. Стоит ли такое смотреть? Надо пощадить себя.
«Последний из сарацин», Москва, реж. Ф. Ромм (очень надеюсь, что не потомок славного Михаила Ильича Рома). Снято в телевизионной манере, сюжет крутится вокруг кино (обычным миром автор, видимо, не интересуется, или не знаком с ним). Тоже, в общем, не кино. Колеблется от псевдоинтеллектуальной болтовни до игры в кино, а затем – до  издёвок над зрителем (а вот это не хорошо – зрителя надо любить!). Попутно паразитирует на цитатах известных фильмах. Причем все, включая актерскую игру, крайне фальшиво, не смотря на попытку, в заключение, сделать хорошую мину при плохой игре.
«Современное искусство», Казахстан, Алматы, реж. М. Кодаров. Художник делает картины из крови и расстрелянных мозгов неосторожных посетителей его мастерской. Но куда он девает трупы? Если говорить о жанре, то это можно определить как фильм-прикол. Остальное не обсуждается.
«Мэмуары», Москва, А. Ионкин. Попытка комедии. Вор-неудачник пытается стать писателем, но его подводит правдивость: это не сочинение, а показания на следствии. Можно отметить ансамблевую актерскую игру, хотя и несколько утрированную (М. Лященко, Д. Калистратов, А. Саакян, Д. Горбулин).
«О бренности. Масленичная тема для проповеди», С-Петербург, реж. Т. Сидорова. Экранизация рассказа А.П. Чехова, «по мотивам», с собственным продолжением. Замечательные титры. Прекрасно стилизованный, красивый видеоряд. Не знаю, кто тут больше всего постарался – сама режиссер, оператор (И. Забегайло), художник (Т. Сидорова) или художник по костюмам (не назван). Допустим, что все. Хорошая музыка. Прекрасно подобраны типажи. В общем, все постарались, и неплохо получилось.
«Пузырьки», Москва, реж. Е. Сальников. О гримасах взросления в детском летнем лагере. Достаточно узнаваемо («жизненно»). Режиссер-сценарист хорошо поработал с юными исполнителями, а также над их диалогом. Но снято весьма посредственно. 
«Ночные зимние люди», Москва, реж. В. Полиенко. Попытка психологической драмы, но сделанная очень формально и недостоверно. Есть только проблески в игре главного персонажа (вероятно, П. Деревянко). Заключительная песня – хорошая, к месту (звукорежиссер С. Михеев).
«О закрой свои бледные ноги», Москва, реж. Е. Дакот. О жанре этого фильма я пока однозначного суждения не вынес. Нужно еще подумать. Сюжет даже не стоит и обсуждать, так как главное – атмосфера. Стандартное объяснение фильма, как бредовый сон главного героя «не работает». Автор, вероятно, стремится к авангарду абсурдности. Не будем возражать, так как фильм смотреть, в общем-то, интересно. Прекрасный видеоряд, костюмы (оператор А. Самочадий, художник А. Родионова), отлично использована классическая и популярная музыка (звукорежиссер А. Зубарев). Очень красивая исполнительница главной женской роли (вероятно, Полина Нестерова). Хороший монтаж (кроме режиссера  монтировали К. Беленко, А. Нелюбина и У. Леонова). Только очень надоедает выскакивающий к месту и не к месту клоун-конферансье. Но, как уже было сказано, все очень не плохо. Когда автору надоест играть в старые авангардистские игрушки, он, надо надеяться, сможет снимать кино, интересное зрителям.
«Облако в казане», Казань, реж. С. Шумин. Из этого фильма я вынес только одно – не надо ездить в Казань, где бал правят пьяные хулиганы. И всем не советую.
Документальных фильмов в первый день было четыре. 
«Бикини», С-Петербург, реж. М. Нефедова. О теневой стороне конкурсов красоты. Сначала я не поверил, что это документ, подумал – игра. Потом засомневался. Так и остался в сомнении. В любом случае кухня раскрыта достаточно хорошо. Но вот непонятно, почему в конкурсе участвует замужняя женщина. Как правило, в таких конкурсах участвуют «девицы на выданьи».
«Волк и лошади», Южно-Сахалинск, реж. С. Шумин. Об одиноком голландце на Сахалине, который воспитывает лошадей, надеясь с их помощью воспитать людей. Интересно.
«Живи настоящим», Москва, реж. А. Зубовленко. Герой фильма, бездомный (или выдающий себя за него) поселился у автомагистрали. Он собирает с проезжих доброхотную дань, выступая в качестве живого экспоната. «Зачем работать? Накормят!»  Любопытно.
«Очень долгая пластинка», Калуга, реж. В. Морозов. Пластинка, конечно, слишком долгая и музыка (хорошая) не всегда сочетается по смыслу с видеорядом. Подход интересный, но композиционно рыхло.
Вот краткий анализ первого дня. Чтобы его сделать, пришлось пропустить первый фильм второго дня – полнометражный «Ехай», Воронеж, реж. И. Скрынников. Чем-то надо жертвовать.

Вадим Вистингаузен, искусствовед

Положение в борьбе за Приз зрительских симпатий (первые десять позиций):
Папа, прощай 8,1
Одинокие души микробов 8
Волк и лошади 7,9
Живи настоящим 7,7
Огонь по штабам 7,7
Ночные зимние люди 7,2
Пузырьки 6,9
Мэмуары 6,8
Последний из сарацин 6,7
Облака в казане 6,7

КОММЕНТАРИИ ЗРИТЕЛЕЙ


ДОСТАВКА НА ДОМ
В данной картине понравилась операторская работа. Сюжет чем-то забавен, чем-то несуразен.
Стилистически выверенный нуар
Сильно просматриваются приемы студента-режиссера
Умно, на минимуме декораций и средств снято. Смешно и захватывающе
Стильно, но слишком просто
Не нуар, но снято неплохо. Игра и сюжет никуда не годятся

ВО ВСЕМ ВИНОВАТ СЦЕНАРИСТ
Более чем достойная актерская игра, актер похож на Роберта Дауни-мл. Молодец!
Нет концовки, катарсиса
Игра актеров кое-где хромает. Одни и те же планы, глаз устает, в остальном ооочень хорошо!
Во всем виноват Бог!
Не кино. Все ненатурально. И скучно

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ САРАЦИН
С начала, по названию, думал, что будет какая-то тягомотина. Смешно, дерзко, грустно. В общем, было интересно посмотреть. Было над чем задуматься. «Кто же такой Сосов?»
Неплохая идея! Интересно, но не хватило развязки и кульминации
Стильное и довольно яркое творение, к сожалению, распадается на отдельные сцены.
Так замечательно, как будто автор родом из ликбезовского Барнаула
Ему снилась бабушка, а мне, что идет хороший фильм
Есть много лишнего, можно было короче передать идею. Есть над чем задуматься, озвучены здравые мысли

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
Интересный кульминационный кадр и тема
Что тут сказать? Молодец художник
Тема абстракции (мазни) в современном искусстве избита
Экспрессия у автора в крови!
Неожиданный финал, но жестковато
Спасибо за атмосферу, запах крови и красок!
Так и надо!

МЭМУАРЫ
Задумка была интересная, но в целом ерунда.
Ряда презабавных полумоментов хватает для приятного просмотра
Какой-то ТНТ для интеллектуалов
Искусство облагораживает, да..

О БРЕННОСТИ. МАСЛЕНИЧНАЯ ТЕМА ДЛЯ ПРОПОВЕДИ
Снято «вкусно», реалистично, но нет глубины
Хорошо. Чехов, настоящий Чехов
Очень красивые кадры, хорошо подобраны актеры, без титров. Чувствуется, что режиссер женщина
Очень вкусная съемка блинов
Отлично передан дух времени, но не до конца ясна цель
Красиво, но слишком прямолинейно

ПУЗЫРЬКИ
Титры интереснее были. 
Милые девчушки, смешно на них смотреть, но в то же время задумываешься о семьях, в каких растут девочки, об их окружении, ведь все манеры поведения они перенимали от них
Фильм вызывает двоякое впечатление. Он настоящий, правдивый, забавный, но в то же время почему-то неприятный и дискомфортный
Хорошо показан мир девочек, этап взросления
Полное ощущение реальности происходящего, будто скрытой камерой снимали
Фильм должен выглядеть забавным, а мне его было смотреть неуютно
Верю в Веру! Вера – молодец
Вспоминая детство..

БИКИНИ
Неприятно погружаться в атмосферу этих людей
Из жизни манекенов
Тело красивое, но нет обаяния. Фильм вызывает жалость к девушке.
Поучительная история про амбициозного мужа и наивную жену Машу
Похоже на любительскую съемку, идея ясна, но недоработана

ВОЛК И ЛОШАДИ
Очень атмосферно и красиво
Люблю Россию. Как прекрасно, что есть единомышленники, еще и иностранцы. Люблю лошадей. Как прекрасно, что есть единомышленники, еще и с идеями иппотерапии.
Передано очень натурально. Человек хороший, любит животных и Россию, хотя и иностранец.

ЖИВИ НАСТОЯЩИМ
Это здорово!
Замечательная история о живом, добром, необычном человеке
Безумно вдохновляет. Не в деньгах счастье, товарищах, не в деньгах. И очень верно было замечено, что дом в тебе, ты – свой дом
Нашли героя…
В документальном кино всегда задаешься вопросом: «Как бы смотрелся фильм без харизматичного героя?»
Герой вывез бы любой фильм. Бред, что он не работает – ему проезжие не за просто же так платят
Блажены нищие духом. Однако, анархия не предполагает неопределенности и хаоса

ОЧЕНЬ ДОЛГАЯ ПЛАСТИНКА
Отличный фильм!
Ночные зимние люди
Неочевидный финал, лучше которого придумать трудно
Задумка интересная, но непонятная реализация

О ЗАКРОЙ СВОИ БЛЕДНЫЕ НОГИ
Название фильма говорит само за себя. Не скрою, мне порой нравится подобный бред, но этот «мимо кассы». Можно смело в корзину 
Яркое настроение, ничего не понял)
Наслаждение и картинкой, и музыкой, и диалогами. Лучший фильм дня
Вся эта гротескная чувственность какая-то натужная, смотреть не очень приятно
Очень по-гринуэйевски. Отличный язык цвета
Бессвязно, грубо, резко. Странная подборка сцен
Занудство с претензией на интеллектуальность и эстетизм
Интересная постановка: форма фильма в фильме

ОБЛАКА В КАЗАНЕ
Хорошо передано настроение, идея непонятна
Милый фильм, но я его уже почти забыла

ОГОНЬ ПО ШТАБАМ
Типичная молодежь, проводящая свое время выпивая. Обсуждают политические темы, но на самом деле, каждый из них думает только о себе и своей личной жизни. Почти все сейчас так. И они не исключение. Но в середине фильма молодой человек понимает, что так жить нельзя, что любовь и отношения не самое не самое главное в жизни. Если любовь и должна присутствовать в жизни человека, то настоящая, а не ради развлечения и секса. Он выбирается из этой тьмы и выбирает свой не навязанный никем путь. Посыл лежит на поверхности, но фильм стоит того, чтобы его посмотреть и задуматься.

ОДИНОКИЕ ДУШИ МИКРОБОВ
Такой «Курьер» нашего времени
Честный фильм, провоцирующий на переживания
Хорошо, но слишком вторично и шаблонно

ПАПА, ПРОЩАЙ
Очень грустно узнавать себя
Прекрасно подобранные фильмы! Было приятно начать просмотр с сатирических фильмов и закончить таким как «Папа, прощай»













фотографии Данила Антропов

Архив