Главная » Информация о фестивале (information) » Информбюро (information studio)

Вадим Вистингаузен о второй части Киноликбеза

19.05.2014 19:28

КИНОЛИКБЕЗ: ДЕНЬ ТРЕТИЙ

 

В третий день фестиваля я приехал в галерею раньше, чтобы посмотреть пропущенные мной фильмы. Для этого в музее КИНОЛИКБЕЗА (который интересен сам по себе) были установлены два компьютера с фильмами предыдущих показов. Прежде всего, я посмотрел «Мой завтрак» Алексея Пряхина. Очень миленький «саморепортаж», но и только. Начал смотреть «Позвольте мне помочь вам» Леона Лившица из Телль-Авива и был поражен красотой кадра и, особенно, красотой главной героини – самой красивой из женщин, появлявшихся за три дня на фестивальном экране. Насколько я понял из программы, это актриса Яра Бенбеништи. Завязка конфликта фильма показалась мне искусственной, но кто знает, как это все происходит в них в Израиле. Фильм я досмотреть не успел, надо было идти в зал.

Вообще, надо отметить, что в третий день фестиваля наступил некий перелом. Вероятно, накопилась критическая творческая масса, и качество фильмов резко возросло. Запахло БОЛЬШИМ КИНО. Полнометражный фильм «Строители» (реж. Адильхан Ержанов, Алмааты) сделан в жанре социального триллера. Зрители напряженно следят героями, двумя братьями, которые должны в краткие сроки провести определенные строительные работы на отведенном им участке – иначе он отойдет государству. Все против них: время, безденежье, усталость, личные счеты, а главное – нажим чиновников, которые, вероятно, уже обещали участок кому-то другому. Фильм снят в серой гамме (даже о черно-белом кино речи быть не может), преимущественно общими и средними статичными и длинными планами. Несмотря на минимум динамики,  драматургически фильм очень напряжен. В большинстве кадров изображение несколько размыто. Тем сильнее действуют отдельные четкие детали – например, роскошная машина милиционера, которая явно не по карману рядовому инспектору. Исход фильма не определен, но мы верим в победу братьев.

В разделе документального кино были представлены две работы репортажного характера. Фильм «С Рождеством, Владимир!» (реж. В. Козлов, Франция) рассказывает о работе русского  аниматора, развлекающего посетителей магазина в костюме Деда Мороза. Замечательный фильм представил старейшина фестиваля (р. в 1938 г.), Тофик Шахвердиев. Это репортаж, с ФОТОБИЕНАЛЕ в Московском Доме фотографов. Шахвердиев, начинавший с игрового кино, но потом ушедший в документалистику, известен также как  оригинальный фоторепортер. Одна из его главных тем в фотографии и в кино – встреча зрителя с произведением искусства. Репортаж снят живо, непосредственно, в гуще события. Метод съемки нельзя отнести к приемам «скрытой» или «привычной» камеры. Скорее надо говорить о «естественной» камере – люди ее видят, удивляются и реагируют, но не чувствуют себя скованными. Название фильма – «Секс в середине зала» – это реплика одной из посетительниц выставки. Вместе с оператором (сам Шахвердиев) мы наблюдаем за лицами людей, одухотворенными встречей с прекрасным.

Анимационные работы из Питера («Оттенки серого» Александры Аверьяновой и «Провода» Марины и Татьяны Мошковой) я пропущу, так как плохо разбираюсь в этом виде кино, и перейду к эссе. В фильме «Среди богов» (реж. Николай Сидоров, Италия) мы видим хоровод фактурных обнаженных человеческих тел, мужских и женских, на фоне дикой природы. Действительно, возникают мысли об античных богах и героях. Впечатление несколько портят незагорелые бледные ягодицы натурщиков.

Фильм барнаульца Ивана Образцова «Стихая (изнутри снаружи)» я воспринял как эффектный кино-этюд на тему весны. Сам автор, однако, заявил, что речь может идти скорее о литературном (!) произведении со сложным подтекстом. Я всегда относился с глубоким недоверием к фильмам, которые требуют подробных режиссерских объяснений.  Думаю, что после того, как фильм представлен зрителям, они и должны о нем судить. То же можно сказать и насчет работы авторов из Казахстана, показавших фильм «Новый свет», действительно изобиловавший световыми эффектами. Впрочем, зрители с удовольствием приняли участие в поисках смысла обеих работ.

В программе короткометражного игрового кино я успел посмотреть 5 фильмов. «DREAMJOB» (Юлия Райнветер, Украина) – сатирическая антиутопия об обществе тотального контроля. Фильм Владимира Сумашедова (Москва) «Софья» запомнился мне только своей депрессивностью. Веселая и поучительная комедия «РобоКролик» (другое название – «Магнитики и присоски», реж. Сергей Цысс, Москва) снята в обычной кухне. Спор супругов по пустячному поводу чуть было не приводит к разрыву. Но, к счастью, они находят путь к примирению. В фильме занят отличный актерский дуэт (Мария Волкова и Алексей Субботин). Сергей Цысс уже участвовал в фестивале 2013 г. с фильмом «Второе дыхание». Фильм «Бык-бык тупогуб» (реж. Александра Шпартова, Минск), на мой взгляд, не несет особого смысла и является всего лишь упражнением по монтажу.

Событием стал фильм барнаульца Антона Тимофеева «Фейерверк». Сознаюсь, я ничего не ждал от этого фильма, поскольку был знаком с предыдущей работой Тимофеева («На краю дней»), которая мне активно не понравилась. Однако, в его творчестве явно произошел качественный скачок. Фильм также интересен отличной операторской работой Петра Шкряго. Авторы нашли для фильма интересную натуру, создав новый визуальный образ Барнаула. При этом даже хорошо знакомые уголки города стали выглядеть необычно. В этом полуреальном пространстве встречаются два человека, переживающие личную драму. В фильме почти нет слов и мало действия, тем не менее, его сцены завораживают зрителя. Вообще-то известны прекрасные и высоко оцененные фильмы, в которых и диалоги и закадровый текст полностью отсутствуют (например – «Красный шар» Альбера Ламориса). В данном случае, минимум слов, конечно уловка режиссера при работе с непрофессиональными исполнителями, для которых диалоги, обычно, наиболее сложны. Впрочем, в наши дни словом не всегда владеют и профессиональные актеры кино и ТВ. Или, возможно, им просто противно произносить предлагаемые дубовые тексты. Фильм Тимофеева отмечен некоторой незавершенностью, которая свойственна и ряду других конкурсных работ. Возможно, дело в нехватке времени и средств на съемки. «Фейерверк», однако, это нисколько не портит. Не исключено, что здесь надо говорить не о незавершенности, а о намеренной недосказанности, являющейся особым приемом.

Дальнейшую программу я не смотрел, но два фильма из нее я еще до фестиваля посмотрел в Интернете. «Арбитры изящного» (реж. Илья Шидловский, С-Петербург) и «Девушка с флагом» (реж. Дмитрий Майоров, Москва) – своего рода антиутопии. Первый фильм – о «чутком руководстве» культурой, а второй – о тотальном надзоре государства над гражданами (но там есть и второй смысл). Оба фильма интересны, в основном, замыслами. В исполнении же есть немало шероховатостей, в первую очередь – в актерской игре. Завершая обзор третьего дня, повторю, что общий уровень его фильмов выше, чем в первый и второй день, где были только отдельные яркие работы.

 

КИНОЛИКБЕЗ: ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

 

Конкурсная программа четвертого дня началась фильмами о кино и театре (отметим отлично составленную фестивальную программу в целом). Комедия «Зомбокалипсис» (реж. Вячеслав Кириллов, Москва)  повествует о подготовке к съемкам некоего фильма о зомби. Единственную роль – режиссера будущего фильма –  играет сам Кириллов. Его собеседники скрыты за телефонной трубкой, по которой ведутся переговоры. Среди них – Народный артист СССР преклонных лет, которому предложена роль главного зомби. Бюджет фильма ничтожен и экономить приходится буквально на всем. Это, в конце концов, приводит к катастрофе – фильма не будет. Замечательный и безумно смешной фильм, тоже, кстати, снятый с минимальными средствами (оператор Ирина Кириллова, монтажер Алина Артамонова).

 Драма «Последний шанс» (реж. Валентина Лукащук, Москва) посвящена извечной дилемме актрис – что предпочесть: театр или семью. Думаю, краски в фильме несколько сгущены. Известно, что многие актрисы и даже балерины исполняли сложные роли, будучи «в интересном положении» (вспомним, хотя бы Марику Рёкк).  Фильм «В Париж! В Париж!» (реж. Юрий Титов, Москва) – печальная комедия о том, как важно актеру владеть иностранными языками, особенно – в современных обстоятельствах. «Румба» (реж. Григорий Пичул, Москва) – ироничный рассказ о том, в каких условиях (и над чем) приходится работать кинематографистам. В целом, все фильмы этого блока отмечены хорошими актерскими работами.

Дальше настал черед полнометражного кино. Перед показом картины из города Кемерово «Адаптированные» зрителям для релаксации раздали шоколадки с фирменной наклейкой фестиваля (не помешала бы и валерьянка). Фильм являл печальное зрелище «игры в кино», которой так часто грешат кинолюбители, не понимающие или же презирающие основы киноискусства. По сюжету эту поделку можно отнести в разряд антиутопий. Вячеслав Корнев, представляя картину, сказал, что она навеяна «Черным вигвамом» Дэвида Линча, с которым я не знаком. Не сомневаюсь, однако, что до работ Линча создателям «Адаптированных» все равно как до Луны пешком. Описывать эту белиберду смысла не имеет. Отмечу только, что матерящихся мужчин в фильме награждают тумаками, а вот девушкам позволяют выражаться матом беспрепятственно. Надо было хотя бы отшлепать их по попкам. После финала вышли ребята, представившие фильм, и тут началось самое интересное. Кемеровчан засыпали вопросами о работе над картиной. Ответ был таков: «Фильмы снимать весело. Особенно такие. Заморачиваться не надо. Всем советуем!» (аплодисменты зрителей).

Кемеровчане, хотя и не показывали виду, явно понимали истинную «ценность» своей работы и в душе смеялись над наивными зрителями, которые без труда отличают «Новую волну» от «Догмы-95» (как сказано в программе фестиваля), но разницу между игрой в кино и истинным кино не видят. Это поразило не только меня, но и участников из киношкол. Один из них, выходя на перерыв, бормотал: «Толпа дилетантов! Толпа дилетантов!». Не знаю, кого он имел в виду – кемеровчан или зрителей.

Продолжение программы короткометражного кино было соответствующим. Если в «Адаптированных» был, хотя бы, формальный сюжет, то «Каменная язва самолюбия» из Барнаула представляла бессмысленный набор кадров. Но в данном случае человек, представивший работу, хотя бы постеснялся выйти к экрану после просмотра. Следовательно, он не безнадежен.

«Нарисованная птица» (реж. Евгений Татаров, С-Петербург) – страшная история о торговле человеческими органами. Не смотря на хорошую актерскую игру она, тем не менее, не вызывает полного доверия. Вероятно, этот преступный бизнес существует. Но, для молодых, здоровых людей гораздо естественнее зарабатывать деньги трудом, а не продажей своих почек или глаз (а все другие органы можно продавать, только зная, что умрешь).

В фильме Вадима Винера (С-Петербург) «Психоделический завтрак» изображение, снятое оператором получает власть над ним самим. Замысел интересный, но очень плохо реализованный.

Фильм «Влияние» представил Георгий Парфиненко из Рубцовска, участник фестиваля 2013 года. В разгар новогоднего праздника девушка поит парня пуншем из водки и его собственной крови, с добавлением специй и толченых елочных игрушек. Причины, цель и последствия остаются не ясными, из-за беспомощности актерской игры и слабости сценария,

Еще один пропущенный фильм я посмотрел в Интернете: «Холод» (реж. Глеб Росс, Москва) – о метаниях молодого человека между несколькими женщинами. В фильме собраны все визуальные штампы современного кино – мобильники, ноутбуки, роскошные машины, огни ночного города. Но это не спасает, фильм безмерно затянут и скучен.

Дальнейшую программу этого дня мне посмотреть не удалось, как и узнать, кто и какие награды получил. Поэтому, я предлагаю читателям мою собственную оценку с собственными номинациями. Оговорюсь только, что 16 фильмов из конкурсной программы короткого метра я не смотрел («Роза Парацельса»; «Освоение ограничений»; «Потанцуй со мной»; «Москвичка»; «Рясный хлеб»; «Рекорды»; «Виктория»; «Отражение»; «Заклятие смехом»; «Золотая сайра»; «Теория Штрамма»; «Невидимые миру слезы»; «Холодильник»; «Норма жизни»; «По уши в песке»; «Власть»), а фильм «Позвольте мне вам помочь» видел только частично. Анимационные фильмы я не рассматриваю, так как слабо в них разбираюсь.

Итак, вот мое итоговое мнение.

Лучший полнометражный фильм – «Строители», режиссер Адильхан Ержанов, Казахстан. Хотя в фильме много недостатков в изобразительном и звуковом ряде, в игре актеров, у него есть и несомненные достоинства в драматургии и режиссуре. Строго говоря, конкурентов у него нет.

Лучший короткометражный игровой фильм – «Зомбокалипсис», автор Вячеслав Кириллов, Москва.

Лучший режиссер игрового фильма – Антон Тимофеев, Барнаул, фильм «Фейерверк».

Лучший оригинальный сценарий игрового фильма – Вячеслав Кириллов, Москва,  «Зомбокалипсис».

Лучшая экранизация – «Отец», по одноименному рассказу А.П. Чехова; сценарист и режиссер А. Разбаш, Санкт-Петербург..

Лучшая операторская работа в игровом фильме – Петр Шкряго, Барнаул, фильм «Фейерверк».

Лучший актерский дуэт – Мария Волкова и Алексей Субботин в фильме Сергея Цысса «РобоКролик», Москва.

Лучший фильм-эссе – «Жизнь», автор Андрей Есаулов, Барнаул.

Лучший неигровой познавательный фильм – «Вдохновение», режиссеры Андрей Есаулов, и Алексей Климов, Барнаул.

Лучший кинорепортаж – «Секс в середине зала», автор Тофик Шахвердиев, Москва.

Самый красивый мужчина-актер – «Выходящий из моря» в фильме Николая Сидорова «Среди богов», Италия; фамилию и имя установить не смог.

Самая красивая актриса – исполнительница роли Айи в фильме Леона Лившица «Позвольте мне вам помочь», Израиль – вероятно, Яра Бенбеништи.

Самая красивая обнаженная женская грудь в кадре – исполнительница, танцующая в бочке в фильме Григория Пичула «Румба», Москва (фамилию и имя не установил). В фильмах фестиваля были и другие красивые обнаженные груди, но эта снята лучше (оператор Федор Карпов). Заметим, что Григорий Пичул – сын Василия Пичула и Марии Хмелик, режиссера и сценариста незабвенной «Маленькой Веры». Гены, однако!

Самый сексуальный фильм – клип «Голод», Москва, режиссер Михаил Романовский, сценарий Николая Гросницкого и Михаила Романовского, монтаж Михаила Романовского, в ролях Мария Каста и Руслан Нарцисс, музыка «Kasabian».

Лучшая музыка – не определяется.

Лучший звук – не определяется.

Лучший художник – не определяется.

Самый бессмысленный фильм – «Каменная язва самолюбия», режиссер Кирилл Скобелкин, Барнаул.

 

Текст: Вадим Вистингаузен, искусствовед
фотографии: Гергий Парфиненко





































Архив