Главная » Информация о фестивале (information) » Информбюро (information studio)

Киноликбез на экваторе (заметки Вадима Вистингаузена)

16.05.2014 23:16

ДВА ДНЯ КИНОЛИКБЕЗА 


Кинофестиваль начинается!

 

Итак, V фестиваль КИНОЛИКБЕЗ начинает свою работу. В программу конкурсного показа включено 63 фильма. Более половины авторов конкурсных работ удалось найти в Интернете. Преобладают молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет, как правило, уже имеющие опыт участия в кинофестивалях. У большинства участников представляемый фильм – не первая работа. Ряд конкурсных фильмов уже «засветились» на других фестивалях, о чем приходится только пожалеть – всегда приятней смотреть свежую работу. Анализ сведений об авторах показывает, что «независимыми» их нельзя назвать, поскольку практически все они – студенты или выпускники столичных киношкол, в основном ВГИКА, и привезли на фестиваль свои учебные и дипломные работы.

Впрочем, в программе показов КИНОЛИКБЕЗ  уже позиционируется как фестиваль «авторского» кино (а не «независимого экспериментального», как ранее). Термин «авторское кино» довольно темен и расплывчат, и, наверное по этому, организаторы решили провести дискуссию на тему: «Что такое авторское кино?», которая состоится в день закрытия, 17 мая в, в 12 часов, галерее Республика ИЗО, где будут проходить и все показы.

В фестивале есть и свои загадки. Около половины участников – это «темные лошадки», о которых Интернет молчит.  Интригующим моментом является и фильм «Секс в середине зала» старейшины фестиваля (76 лет), режиссера Тофика Шахвердиева.

 

Здравствуй, фестиваль!

 

День первый

 

Оставив анализ на потом, поделюсь первыми впечатлениями от фестиваля. Он проходит в галерее «Республика ИЗО» на проспекте Космонавтов. Не барнаульцу это здание найти сложно и я изрядно поплутал, как на подходах, так и в самом здании, представляющем заводской цех времен реального социализма, переделанный в торговый комплекс. В нем, как ни странно, нашлось место и искусству, хотя оно и оттеснено в дальний закуток, как бы на мансарду. Галерея, однако, покоряет своим размахом и, одновременно, уютом. К сожалению, у меня не было времени ознакомиться с экспозицией.

В просмотровом зале уже собрались зрители, в основном молодежь. Насколько я понял, это были студенты АлГУ, члены Клуба любителей интеллектуального кино (КЛИК), для которых, собственно, и устроен фестиваль. Зрители со стороны насчитывались единицами. Царила атмосфера непринужденности и деловитости, смешанной с иронией, и совсем не было показной торжественной помпы официальных мероприятий. Фестиваль открывал отец-основатель КЛИКА и КИНОЛИКБЕЗА, доктор философии, Вячеслав Корнев. Собравшимся был представлен псевдорепортаж на фестивальную тему, пародирующий известные журналистские расследования (на мой взгляд – лучший фильм первого дня). В нем муссировалась тема приезда Жерара Депардье и потребных на это денег. Была также предъявлена видео-открытка другого обещанного громкого гостя – звезды «кино для взрослых» Саши Грей. Были представлены немногие прибывшие конкурсанты из Москвы и Питера, а также алтайские участники – Андрей Есаулов, Алексей Климов, Антон Тимофеев (Барнаул); Георгий Парфиненко (Рубцовск). Олег Канин (Новоалтайск). В заключение, ведущий объявил, что знаменитости (Депардье и Грей) уже на подходе. Особого оживления в зале не было, так как все уже поняли (а большинство, вероятно, знало заранее), что за этим последует. И действительно, в зал внесли два больших (почти в натуральную величину) фотопортрета Депардье и Грей.

К сожалению, по обстоятельствам времени, я не смог посмотреть фильмы из программы короткометражного игрового кино, начавшейся после 19 часов. До этого были показаны: полнометражный игровой фильм («ДРИМС», реж. А. Сухарев, С-Петербург); документальные фильмы «Очаг» (г. Глазов, реж. В. Тронин) и «Вохновение» (авторы А. Есаулов и А. Климин); анимации «Как Гоголь «Нос» написал (реж. В. Привалова, Москва), «Муравьиные песни» (реж. Саша Свирский, пос. Советское Руно) и «Приготовление (реж. С. Пацкевич; Петрозаводск); киноэссе «Жизнь» (реж. А. Есаулов) и «В автобусе» (С. Пацкевич).

Что такое ДРИМС? насколько я понимаю, это написанное кириллицей английское слово «dreams» (мечты, сны). Энглизированные названия сейчас в моде. Жанр фильма – драма исканий с элементами move road (фильм дороги), ситкома и музыкального кино. Главные приметы стиля фильма – ненормативная лексика, тусклый свет и глухой звук сцен. Молодые герои фильма – начинающая актриса и ищущий себя музыкант – так и не встречаются на экране. Их линии идут параллельно. Довольно монотонное течение фильма оживляется «прикольными» сценами, в основном не оригинальными. Впрочем, они иногда вырывают зрителей из дремоты, вызывая смех. «Интеллектуальность» фильма подчеркивается титрами, отсылающими его сцены к эпизодам известных кинопроизведений. Однако, они формальны, не «отыграны» и только отвлекают зрителя.

Фильм заканчивается половинчато: актриса получает роль, но музыкант еще не нашел себя. Когда зажегся свет, несколько молодых зрительниц, не готовых часами слушать мат, покинули зал. Достоинством фильма являются неплохие, в основном, актерские работы, заметно превосходящие таковые в типичной сериальной продукции. Правда. исполнители главных ролей не создают ярких характеров, но так, очевидно, было задумано. Приятно и обращение авторов к музыкальному кино, столь любимому зрителями и столь редкому сейчас на наших экранах. На мой взгляд музыка фильма малоинтересна, но она, по-видимому, отвечает вкусам авторов фильма и молодежной аудитории. Предшествовавшие фильму титры оповещали, что приветствуется некоммерческое использование фильма, а коммерческое осуждается. Но, собственно, за просмотр подобных фильмов, авторы должны бы приплачивать зрителям.

Документальные фильмы «Очаг» и «Вдохновение» посвящены теме сохранения культурного наследия. В первом энтузиасты искусства из удмуртского города Глазов борются за сохранение городского Дворца культуры – центра духовной жизни города. Во втором рассказывается история памятника андерсеновской «Русалочке», неоднократно становившейся мишенью современных вандалов. Оба фильма поднимают нравственные проблемы, но ответы на них оставляют зрителям.

Киноэссе «Жизнь» пересказывать дольше, чем оно идет на экране. Поэтому, советую тем, кто его не смотрел, обратиться к страничке Андрея Есаулова «В Контакте», где размещен также и фильм «Вдохновение». Оба фильма отличают изящная лаконичность и точное использование натуры, информации, исполнителей и музыки. Эссе «В автобусе» интересно своим видеорядом со световыми эффектами.




День второй

 

Второй день фестиваля начался разочарованием: кинокритик Сергей Кудрявцев, председатель жюри, так и не приехал и встреча с ним не состоялась. На этот раз, в отличие от аналогичных историй с Жераром Депардье и Сашей Грей, публике даже не предъявили его фотопортрет. Из-за несостоявшейся встречи, программа была смещена на час, о чем не всем зрителям удалось узнать. В результате, полнометражный фильм «Про жену, мечту, и еще одну …» (реж. А. Поженский, Москва) мне удалось посмотреть только частично. Фильм о перипетиях семейной жизни, как реальных, так и возможных. Неплохие «картинка» и звук, а также сносная игра актеров, тем не менее, не спасают фильм: он банален и скучен.

Документальное кино было представлено двумя лентами. В фильме «Не копейка» (реж. Мария Алина, Москва) персонажи изрядного возраста, усаженные режиссером в салон «Жигулей» 1-й модели, ностальгически рассуждают о своей молодости, так же довольно банально. Фильм «Кардо» режиссера Светланы Сигалаевой вызвал противоречивые чувства. Сигалаева – выпускница ВГИКа, участница нескольких фестивалей. Ее фильм уже получил главный приз на Xll Канском фестивале (не надо путать с Каннским фестивалем – речь идет о фестивале короткометражного кино в городе Канске Красноярского края). Форма фильма такова: интервьюер-провокатор выискивает в Швеции живущих там русских и предлагает вернуться на Родину, так как Швеция, якобы, должна погибнуть в грядущей катастрофе. Все русские – эмигранты постсоветского времени. В Швеции они находятся фактически на дне тамошнего общества, однако возвращаться домой не хотят  за рубежом им комфортней, чем дома, «где летом отключают горячую воду». В целом, эти беседы интересны, но огорчает, что фильм обильно уснащен матом и грязными подробностями, которые, в общем-то, не имеют отношения к главной теме фильма и он бы ничего без них не потерял бы. А у Светланы Сигалаевой на фотографиях в Интернете такая приятная внешность «хорошей девочки»!

Не затрагивая анимаций, перейду к жанру эссе. Фильм «Голод» (реж. М. Романовский, Москва) – 70-секундный клип на тему секса, сделанный довольно эффектно. Споры вызвала «Амнезия» (реж. Олег Канин из Новоалтайска). Фильм является победителем в номинации «Эссе» на фестивале «Кто герой нашего времени?», состоявшегося в Барнауле 1 марта этого года. В фильме всего три статичные сцены, в которых три разных персонажа декламируют не связанные между собой и обрывающиеся на половине фразы тексты. Кое-кто из зрителей выразил сомнение, что это – кино.

В программе короткометражного игрового кино мне удалось посмотреть 4 фильма из 9, плюс 1 фильм из программы первого дня. К сожалению, я пропустил фильм «Мой завтрак» Алексея Пряхина из С-Петербурга, который понравился всем зрителям. «Темная история» (реж. Вера Водынски, Москва), фактически является не фильмом, а спектаклем, заснятым на камеру, и я ее обсуждать не буду. То же относится к фильму из Германии (реж. Эл. Эсбурн) «У наших», якобы навеянного «Бесами» Ф.М. Достоевского. Две тяжелые, но вполне достоверно сделанные истории, о семейных взаимоотношениях, омраченных алкоголизмом одного из родственников, представили режиссеры Е. Карташова («Мать») и А. Разбаш («Отец»). Последний, кстати, снят по известному рассказу А.П. Чехова, экранизированного так, что разрыв времени между оригиналом и экранной версией не заметен. И, наконец, «Киса» (реж. Сергей Вайнштейн, Москва). Молодой человек, довольно неприятной наружности, просыпается в пустой квартире. Он встает, мастурбирует в туалете (хорошо, что спиной к камере), завтракает, идет в магазин. На улице он подбирает бездомную кошку, приносит ее домой, а потом долго собачится с расхристанной девицей, неизвестно, откуда взявшейся. Девица яростно и нудно упрекает парня в его полной непригодности. Но зрители переживают за киску: неужели она будет изнасилована у всех на глазах одиноким зоофилом? Бог милует зрителей от такой сцены, но судьба киски все равно незавидна – она оказывается торжественно съеденной в качестве жаркого. Возможно, эти кадры имеют просветительский характер – ведь не всем зрителям известно, что «мясо всех кошачьих отличается высокими вкусовыми качествами» (проф. Н.К. Верещагин). В брошюре фестиваля по поводу этого фильма говориться, что молодой человек «является метафорой жестокого общества». А метафорой чего является несчастная киска?

Кстати, упомянутая брошюра, содержащая аннотированную и иллюстрированную программу фестиваля, и другие интересные материалы, отличается прекрасной полиграфией при скромной цене в 50 рублей. Интересно, что на обложке брошюры, под изображением В.И. Ленина КИНОЛИКБЕЗ именуется фестивалем авторского кино, а в «Манифесте» - фестивалем независимого экспериментального кино. Напоминаю, что дискуссия об «авторском» кино состоится в день завершения фестиваля, 17 мая, в 12 часов.


текст: Вадим Вистингаузен, искусствовед
фото: Данил Антропов, Екатерина Фоменко









Архив