Главная » Информация о фестивале (information) » Информбюро (information studio)

Пятый Киноликбез стартовал

15.05.2014 07:36

 

Пятый международный фестиваль авторских фильмов «Киноликбез» стартовал 14-го мая сего года в галерее «Республика ИЗО», собрав под одной крышей режиссёров, критиков и просто людей, любящих нестандартное искусство, в том числе и Вашего покорного слугу. И хотя ещё задолго до своего официального открытия фестиваль вызвал немалый ажиотаж и нездоровый интерес в культурной и околокультурной среде, я позволю себе опустить все сплетни, слухи и кривотолки, а просто представить Вашему вниманию небольшой отчёт о первом дне кинофестиваля. Так сказать, посмотрим взглядом обывателя.

А посмотреть, действительно, было на что. В первый же день было показано 14 работ различной продолжительности и тематики. Всё-таки, шестичасовой киномарафон очень утомляет неподготовленного зрителя, поэтому мой Вам совет: отправляясь на фестиваль, возьмите с собой бутерброды, термос с борщом, курицу-гриль или ещё что-нибудь съедобное, а иначе Вы рискуете пасть жертвой морального и физического истощения. Благо, организаторы предусмотрительно обустроили прямо в галерее шведский стол из чая и быстрых углеводов, но вынужден признать, что на одних печеньках шесть часов не протянешь. А ведь нужно ещё и оставаться адекватным и внимательным зрителем.

От пищи материальной к пище духовной. Помимо собственно просмотра фильмов, вниманию гостей были также предложены экспонаты из ликбезовского музея, включающие в себя реликвии, скопившиеся за 25-летнюю историю альманаха «Ликбез» и пятилетнюю историю фестиваля «Киноликбез». Среди экспонатов - старые выпуски альманаха, костюм ОЗК, шахматы (говорят, что ленинские; очень даже может быть, но лично не проверял), статуэтки Жан-Люка и прочие интересные штуки, о которых умолчу, дабы у Вас был стимул прийти туда и лично всё осмотреть.

Тут же, в ликбезовском музее, была установлена так называемая «Рубка правды», которая проработает все дни до самого закрытия фестиваля. В этой рубке, представляющей собой одноместную видеокабинку, любой желающий может, если захочет, высказать прямо в камеру, всё, что думает о фестивале, организаторах, фильмах и просто о жизни. Поскольку многие стесняются высказываться публично, а мнение каждого зрителя важно, и был организован подобный интерактив, состоящий из «Рубки» и анкет, которые были розданы всем гостям, чтобы те могли оценить и прокомментировать представленные фильмы.

Услужливые и доброжелательные студенты-ассистенты проскакивали то тут, то там, сновали по галерее, вежливо предлагали свою помощь, оказывая попутно самое приятное впечатление о себе в частности и о фестивале вообще. Миловидная девушка предложила мне программку, но пришлось ей вежливо отказать, так как первое, что я сделал, зайдя в галерею, - это украл один из буклетиков, так беспечно оставленных на столе без присмотра. Советую никому и никогда так не делать, ибо воровство – это очень плохо. Помимо буклетов можно было приобрести фирменные магниты и прочую памятную ерунду, но не будем заострять на этом внимания.

Заострим его лучше непосредственно на самой программе фестиваля. В 15:00 большая часть гостей уже была в сборе и зал наполнился тихим гудением голосов, который был ожидаемо прерван самим председателем оргкомитета, главным организатором «Ликбеза» и вождём всех независимых кинематографистов, Вячеславом Корневым. «Все уважающие себя фестивали задерживаются на полчаса, но мы не будем себе такого позволять» - сказал Вячеслав и включил небольшой пятнадцатиминутный видеорепортаж, повествующий о нём, о его фестивале, Жераре, Саше, северных корейцах, Валерии Савинкове и прочих скандалах, интригах, расследованиях и PR-штучках, о которых мы чуть выше договорились молчать. Репортаж был пропитан любовью и здоровым юмором, что положительно отозвалось в сердцах простых зрителей, а сразу после него, Корнев пустил на экран якобы видеопослание Саши Грей барнаульцам и гостям «Киноликбеза», где какая-то миловидная студентка (на порядок симпатичнее знаменитой неформатной киноактрисы)  с тщательно скрываемым русским акцентом прочла по-английски текст-приветствие. Я был готов поверить, что это настоящая Саша Грей (в миру Марина Энн Хэнцис), но, к сожалению или к счастью, видел некоторые кинокартины с её участием, так что обман был раскрыт. А порой ведь так хочется быть обманутым.

В 15:20 слово было предоставлено членам жюри кинофестиваля: Александру Быкову и Наталье Николенковой. На последнюю также была возложена почётная и ответственная миссия поднятия киноликбезовского флага. Ещё слово было предоставлено и режиссёрам-гостям: Георгию Парфиненко (Рубцовск), Антону Тимофееву (Барнаул), Алексею Пряхину (Санкт-Петербург), Дмитрию Майорову (Москва) и делегатам из Казахстана, имён которых я, к сожалению, не запомнил. За что прошу прощения у них и у Вас. Все выступающие, как один, были весьма лаконичны, держались скромно и улыбались, как бы невольно извиняясь перед зрителями, дескать, наснимали мы тут. Ну что ж, отсутствие пафоса и помпезности всегда красит человека, тем более человека творческого.

Вячеслав Корнев слово своё всё-таки сдержал и в гости на фестиваль действительно прибыли и Жерар Депардье и Саша Грей. Правда, то ли в дороге они сплющились, то ли барнаульские реалии оказались для них слишком суровыми, но вид у звёзд был какой-то плоский и картонный, впрочем, глянец они свой не растеряли. Ну а если быть серьёзным, то в зал просто внесли портреты звёзд в натуральную величину, поставили по краям от экрана, после чего началась сама кинопрограмма фестиваля.

Началась она с полнометражного фильма «Дримс» (Антон Сухарев, Санкт-Петербург). После некоторых технических заминок (не без этого) вниманию зрителя была представлена трогательная, занимательная, весёлая, но грустная (именно так «весёлая, но грустная») история о молодых людях, исполненных надежд и мечтаний. Я воздержусь от критики, ибо не силён в этом, к тому же есть компетентное жюри, так пусть же оно и решает, какой фильм хорош, а какой не очень. Скажу только, что картина «Дримс», хоть в ней  нет цельности и последовательности (и вообще, она больше похожа на видеоколлаж), мне, в целом, понравилась своей непосредственностью и искренностью. Советую посмотреть всем тем скептикам, которые утверждают, что в России хорошего кино уже давно не снимают. «Дримс» - единственная картина из блока полнометражного кино первого дня фестиваля. Сразу после неё была объявлена получасовая пауза (у кого чайная, у кого табачная).

Блок документального кино был представлен получасовой лентой «Очаг» (Венианим Пронин, Глазов) и двумя короткометражками «Вдохновение» и «Жизнь» (Андрей Есаулов,  Барнаул). Картина Пронина, способная пронять даже самую чёрствую душу, вызвала одобрение и неподдельный интерес у зрителей. Признаюсь, - я даже пустил одну скупую слезу, пока никто не видел. Очень жизненная документалка, хотя и не обошлась без пафоса. Фильм «Вдохновение» также оставил след в моей закостенелой душе, так как повествовал о фактах, которых я не знал. Появился повод, придя домой, «погуглить» и расширить свой кругозор. Скажу Вам только, что «Вдохновение»  - это краткая история памятника русалочке в Копенгагене. Остальное – ищите сами, смотрите сами (не хочу спойлерить). Основным же преимуществом ролика под названием «Жизнь», увы, стала его непродолжительность. За полторы минуты на экране появились глаза, постепенно состарились и закрылись (типа умерли). Идея не нова. Таких клипов в Интернете очень много, и выполнены они гораздо более качественно. Тут уж технологии подкачали барнаульского режиссёра. Андрей Есаулов был мужественен и лично держал ответ перед зрителями. Выйдя из зала, он был осыпан градом вопросов, на оба из которых ответил, как и все в этот вечер, сдержанно, лаконично и как бы извиняясь.

Лента (или точнее назвать «клип») «Жизнь» явилась переходным мостиком от блока документалистики к блоку анимации и киноэссе. Тут нас всех порадовал бессмысленный и беспощадный, но дико весёлый мультфильм «Как Гоголь «Нос» написал» (Вика Привалова, Москва), озадачил и взбудоражил психоделический мульт «Муравьиные песни» (Саша Свирский, Советское Руно) и вдохновила шикарная анимационная композиция «Приготовление» (Сергей Пацкевич, Петрозаводск). Была ещё показана трёхминутная лента «В автобусе» (всё того же Сергея Пацкевича, Петрозаводск), но к сожалению, её смысла я не уловил. Просто съёмка из кабины автобуса. Видимо, слишком уж я ещё далёк от подобного кино.

После ещё одного краткого перерыва наступил блок короткометражного игрового кино,  где порадовала «Роза Парацельса» (Арам Шахбазян, Армения-США). Хоть и слегка слащавенькая, но в целом шикарная, качественно выполненная картина по мотивам рассказа Хорхе Луиса Борхеса. Очень жизнеутверждающе, особенно если учесть что перед этим был пессимистичный и мрачноватый фильм «Холод» (Глеб Росс, Москва). Впрочем, обе киноленты заставляют задуматься о нашей жизни, только в разных аспектах.

Думать в этот вечер, вообще, пришлось довольно много, в связи с чем мой мозг в итоге вскипел и я ушёл с фестиваля за час до его окончания, так и не досмотрев последние два фильма. Каюсь, простите, знаю, что непрофессионально, но не вынесла душа поэта… Всё-таки шесть часов подряд кино смотреть – это экстрим. Не каждый выдержит.

Фестиваль продлится до 17-го мая. Каждый день будет представлена насыщенная конкурсная программа, а это значит, что скучно не будет. Советую всем приходить и смотреть. Как гласит девиз фестиваля: «Смотри. Думай. Действуй». 


текст Николая Половинкина
фотографии Данила Антропова





Архив